умелые ручки

I. Пояснительная записка
В настоящее время доказано, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в
формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.
Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. В
дальнейшем это даст ему возможность легко обучаться новому. Развитие навыков мелкой
моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует
использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые
необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество
разнообразных бытовых и учебных действий.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях актуальна, так
как именно эти занятия способствуют развитию сенсомоторики – согласованности в
работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе,
точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. На занятиях
дети не только лепят свои поделки и аппликации, но и дорисовывают и раскрашивают
свои творения по своему замыслу, используя при этом кисть, краски (гуашевые либо
акриловые).
Кроме того, развитие детского творчества является актуальной проблемой.
Творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в
соответствии с целями и потребностями человека. Жизнь в эпоху научно-технического
прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не
шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой реакции.
Направленность программы – художественная, то есть включает в себя такие виды
деятельности, как аппликация и лепка.
Программа и учебный план для организации дополнительного обучения
разработаны на основе:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26
"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарноэпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций" (с изменениями и дополнениями);
6. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по

адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья / СанПиН 2.4.2.3286-15 // Постановление
главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;
7. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее Концепция);
8. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании
проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г.,
протокол № 3);
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых";
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об
утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими
образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам,
образовательным программам среднего профессионального образования, основным
программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам».
14. Устав МБУ ДО Мальчевский МУЦ .
15. Локальные нормативные документы МБУ ДО Мальчевский МУЦ, регламентирующие
образовательную деятельность.
Программа дополнительного образования «Умелые ручки» разработана для
формирования и развития творческих способностей учащихся; направлена на выявление,
развитие и поддержку талантливых и одаренных детей.
Актуальность программы состоит в том, что занятия по лепке и аппликации
являются первым шагом для приобщения детей к художественной деятельности и
творчеству, стимулируют эстетическое воспитание и развитие детей младшего
дошкольного возраста.
Новизна данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что
занятия построены таким образом, чтобы ребёнок мог усвоить сначала первоначальный
материал, а затем более сложный; процесс обучения совмещается с практической
деятельностью детей.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у
дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и
искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить

свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной
работе. Педагогу нужно разбудить в каждом ребёнке интерес к труду, к освоению нового
материала, сделать занятия увлекательными и интересными.
Цель программы: формирование и развитие у обучающихся наглядно- образного
мышления, познавательной активности, практических умений и навыков в работе с
нестандартными материалами и оборудованием, их свободное применение в играх и
творческой деятельности, развивая при этом у детей воображение, память, мышление,
мелкую моторику рук.

Задачи: Руководствуясь личностно-ориентированным подходом в воспитании
творчески активной личности ребёнка, педагог на занятиях предусматривает решение
следующих задач:
Обучающие:
1. Способствовать развитию у детей чувства пропорции, гармонии цвета, композиции и
ритма.
2. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в
том числе – нестандартным.
Развивающие:
1. Предоставить возможность создания самостоятельных предметов и поделок
вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
2. Формировать художественный вкус.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя
образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
2. Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной
самостоятельной
деятельности,
создавая развивающую
среду,
позволяющую
осуществлять на практике различные идеи данной программы.
3. Побуждать детей к художественному творчеству путём постановки разнообразных
творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение.
4. Устанавливать правильные взаимоотношения между педагогом и ребёнком,
позволяющие создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного
творчества взрослого и ребёнка.
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год, 36 учебных недель, 72 часа.
Режим занятий: 1 раз в неделю продолжительностью по 30 минут с перерывом 5 минут,
по 2 академических часа. Занятия проходят во второй половине дня - с детьми старших и
подготовительных групп.
Планируемые результаты освоения программы к концу года дети должны знать:

- свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы),
понимать, какие предметы можно из них вылепить.
- роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на
примере декоративно-прикладного искусства;
- основные свойства и назначении используемых материалов: подбор материалов по
цвету, фактуре, орнамента, композиции;
- наименование, назначение и способы применения инструментов и приспособлений;
- приемы и технологическая последовательность выполнения различных видов изделий;
- общие сведения о ведущих профессиях;
- исторические сведения по развитию народных промыслов;
- основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при
создании новых изделий.
Уметь:
- создавать изображения предметов из готовых фигур; украшать заготовки из бумаги
разной формы; подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по
собственному желанию; аккуратно использовать материалы.
- соблюдать правила безопасной работы и личной гигиены, составлять план работы;
- обрабатывать инструментами и приспособлениями различные материалы;
- экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, оборудованию;
- уметь контролировать правильность выполнения работы;
- изготавливать изделия по образцу и самостоятельно: оказывать помощь товарищам:
изготавливать шаблоны, выкройки; обрабатывать различные материалы;
- ориентироваться на качество изделия; в процессе работы учитывать форму, пропорцию,
композицию цветовое решение изделия.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство, как
значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на
эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему
общечеловеческих ценностей.
Методы оценки результативности программы:
- посещаемость;
- отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
- практические материалы;
- мониторинг участия в выставках и конкурсах.
Формы подведения итогов реализации программы
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники,
конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:




словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:





объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятиях:





фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
1. Составление альбома лучших работ.
2. Проведение выставок работ учащихся:
 в группе
 в образовательном учреждении
3. Участие в ежегодных районных, областных, он-лайн конкурсах детского
прикладного и технического творчества.
Результативность:
Результатом занятия должно быть достижение цели занятия: приобщение детей к
некоторым знаниям по работе с бумагой, работе с природными материалами и лепки путем
решения поставленных перед учащимися и педагогом задач.
Практическим же результатом занятий является достаточно высокий технический и
уровень выполнения практических работ.

Распределение
часов по
полугодиям

Количество часов

1.

Работа с пластилином

2.

Работа с бумагой и

теория

Практически
е занятия,
лабораторны
е работы

Наименование
модуля
Общая
трудоемкость

№
п/п

24

-

24

-

24
24

Форма контроля, даты
(по полугодиям)

1

2

12

12

9

14

картоном
Промежуточная

1

2

выставка
работ

1

аттестация

3.

Работа с природным

24

-

24

10

12

выставка работ

материалом
2

Итоговая аттестация

Итого

72

-

72

II. Учебный план

32

40

1

2

III. Учебно-тематический план
№
п/п

Кол-во часов
по практике

1-2

1

«Пищащий комочек»

1

«Витамины»

1

«Цыплёнок»

1

«Грибок»

1

«Листопад»

1

«Осеннее дерево»

1

«Ягоды рябины»

1

«Ягоды рябины-2»

1

«Овечка»

1

«Черепашка»

1

«Волк»

1

«Курочка и цыпленок»

1

«Подсолнух»

1

«Дорожка из камешков»

1

«Флаг к 4 ноября»

1

«Мы едины» коллективная работа

1

«Домик»

1

«Кораблик или Олень»

1

Угощение «Пирожки»

1

«Удав» из соленого теста

1

«Каллы для Мамы»

3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

19-20

21-22

Тема занятия

«Божья коровка»

1
23-24

25-26

27-28
29-30

31-32
33-34

35-36

37-38

39-40

41-42

43-44

45-46

1

«Гусеница»

1

«Лесовик»

1

«Стручки гороха»

1

"Слепи, что тебе хочется"

1

«Фонарик»

1

«Гирлянда»

1

Украсим ёжику «шубу»

1

«Ёлочка»

2

"Ёлочный шарик"

1

«Снеговик»

1

«Ассорти аппликация из бумаги» (свободная тема)
Промежуточная аттестация

1

«Черепашка»

1

«Ёжик»

1

«Неваляшка»

1

«Одуванчик»

1

«Щенок»

1

«Котик»

1

«Лебедь»

1

«Поделка из шишек» Свободная тема

1

«Железная дорога»

1

«Рыбка в море»

1

«Мышка»

1

Украсим полосочку или ниточку флажками.

47 -48

49-50

51-52

53-54

55-56

57-58

59-60

61-62

63-64

65-66

67-68

69-70

2

«Красивая открытка»

1

«Бусы для куклы»

1

«Украсим колокольчик бусинами»

1

«Подснежник»

1

«Мимоза»

1

«Ёжик»

1

«Рыбка»

1

«Ромашка»

1

«Пасхальное яйцо»

1

«Котёнок с клубком»

1

«Аист»

1

«Верба»

1

«Ваза с цветами»

1

«Бабочка»

1

«Угощение для зверят»

1

«Красивое платье»

1

«Носок»

1

«Жираф»

1

«Кораблик»

1

Лепка по замыслу

1

«Поросенок»

1

«Черепашка»

1

«Божья коровка»

71-72

2

«Ассорти поделка»
Свободная тема (из природного материала)
Итоговая аттестация

IV. Содержание учебного курса
Работа творческого объединения «Умелые ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и
содержит задания различных видов с различными материалами.
Содержание занятий кружка «Умелые ручкии » по каждому разделу составлено с
учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного
обучения.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс
воспитания и обучения планомерный и систематический.
На занятиях кружка осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом
качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков,
эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.
Основным условием реализации программы кружка является творческое отношение к
работе самого педагога. Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить
детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе объединения.
Выделяются четыре раздела программы:
1.

Работа с бумагой и картоном

- 24 часа.

2.

Работа с пластилином

- 24 часа.

3.

Работа с природным материалом

- 24 часа.

Всего

- 72 часа.
Виды деятельности:

1. Работа с бумагой и картоном.
Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных
фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и
родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния
« оригами» на
развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений
пальцев и кистей рук ,внимания, памяти, логического мышления, творческих
способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности,
самостоятельности, целеустремлённости. Работа с самыми маленькими детьми построена
на конструировании из одного и нескольких квадратов, при изготовлении которых
применяются доступные малышам способы работы с бумагой (иногда с клеем).
В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных двумя основными способами
сгибания квадрата : «книжкой» и «косынкой». В процессе занятий и при использовании
полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и
воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными

рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребёнок постоянно
работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на
плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе
складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую.
Работая с геометрическими фигурами, дети знакомятся о их строении (стороны, углы,
вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия.
При изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о некоторых
обычаях, существующих в Японии. Занятия оригами несут в себе культурологические

сведения. При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию
экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия
сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей
страны.
Работа с мятой бумагой.
Технология изготовления игрушек из бумаги, помогающая педагогу показать детям
один путь самореализации в творческой деятельности, формирования познавательной и
коммуникативной активности.
Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги - прекрасное упражнение для
развития мелкой моторики пальцев, закладки у ребенка определённых навыков и умений.
Бумагопластика и художественное макетирование комнатных растений.
Работа строится на имеющихся у детей навыков, полученных на занятиях
аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных направлениях, симметричное,
силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.
Восприятие красоты природных форм через практическую деятельность способствует
воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, развитию
эмоционально- чувственной сферы, художественно- образного мышления, реализации их
творческих возможностей.
Изготовление объёмных картинок.
Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятие для детей.
Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология
изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности.
На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из
геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.
Работа с бумагой в нетрадиционной технике.
Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся
создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в
нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками ребёнка - это его труд , его
достижение.
В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим
воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к

природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя
техники бумагокручения и бумагопластики.
2. Пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создать,
изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи
которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в
создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных
объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с
младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание,
сплющивание, вытягивание.
Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном
возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание,
сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём
примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические
задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне
развивать личность ребёнка.
3. Работа с природным материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к
художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно
отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что
позволяет говорить о художественной природе этих образов.
Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть
богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные
художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в
основе которых лежит овладение детьми обобщённых способов построения образа с
опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные
представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и
конструирование из природного материала.
1. По образцу.
Форма организации заключается в том, что детям предлагают образцы поделок из
бумаги или образцы поделок из природного материала, как правило, показывают способы
их воспроизведения.
2. Конструирование по условию.
Данная форма конструирования традиционно относится к конструированию из
строительного материала. Однако, как возникло убеждение, что она может быть
использована и в других его видах в целях развития творчества.
3. По замыслу.

Форма организации обладает большими возможностями для развёртывания творчества
детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребёнок сам решает, что он будет
конструировать. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс,
дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом объекте, владеть
обобщёнными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и
умения формируются в процессе других форм конструирования – по образцу и по
условиям.
4. По теме.
Детям предлагают общую тематику художественных конструкций (« птицы» и т.п.) и
они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их
выполнения. Основная цель организации конструирования по заданной теме актуализация и закрепление знаний и умений.

Каждая из рассмотренных форм организации обучения художественному
конструированию может оказать развивающее влияние на те, или иные способности
детей,
которые в совокупности составляют основу формирования их творческих
возможностей.

V. Методическое обеспечение программы
Образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста можно начать
с создания несложного изделия
в сотворчестве с педагогом. Постепенно задачи
расширяются и усложняются. Активизируется воображение детей, проявляется фантазия.
Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности - от простого к
сложному.
Формируя навыки, важно научить детей прилагать усилия пальцами, а при
необходимости - ладошками.
В образовательной деятельности с детьми используются сюжеты, шаблоны, близкие
опыту детей: кораблик, рыбки, дерево, мышка, черепашка, бусы для кукол, овощи,
игрушки и т.д.
Поэтому, в связи с поставленными задачами, организация занятий строится следующим
образом: объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний.
Игровая форма проведения занятий помогает активизировать деятельность детей,
развить познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление,
творческое воображение, поддержать интерес. Игровые приемы снимают утомление, так
как игра делает процесс обучения занимательным.
Занятие проходит в атмосфере конструктивного взаимодействия, учащиеся постоянно
получают консультации педагога. Каждое занятие заканчивается обсуждением и
подведением его итогов. Занятия строятся с учетом индивидуальных способностей и
особенностей развития каждого ребенка.
Программа предполагает использование здоровьесберегающих технологий:
1. Создание условий обучения обучающихся;

2. Рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми,
индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.

Материально - техническая база:
• кабинет, зал
• наличие видеоаппаратуры, проектора, компьютера
• наличие специализированных методических материалов, пособий.

Инструменты и приспособления:
- пластилин, сухие листья, семена растений;
- цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон;
- клеёнка для аппликации
- клейкая лента
- цветные карандаши
- линейка
- набор стеков и доска для лепки
- клей ПВА, кисточка для клея
- влажные салфетки для рук.

VI. Список использованной литературы:

1. Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 3-4 лет» Москва, «Мозаика-синтез»,
2009.
2. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду»
Ярославль, «Академия развития», 2006.
3. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа
воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаикасинтез», 2006.
4. «От простого к сложному. Учимся лепить и рисовать.» СанктПетербург, «Кристалл», «Валери СПб», 1997.
5. Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИСпресс», 2007.
6. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в
детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.
7. Л.В.

Куцакова,

С.И.

Мерзлякова

«Воспитание

ребёнка-

дошкольника» Москва, «Владос», 2004.
8. Г.Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» Москва,
«Скрипторий 2003», 2006.

9. О.А. Соломенникова «Основные и дополнительные программы
ДОУ» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.
10. Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 3-4 лет рисованию,
лепке, аппликации в игре» Москва, «Просвещение», 1992.
Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей:

1. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Москва, «Родничок»,
2006.
2. Е.Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва,
«АЙРИС-пресс», 2005.
3. Е.Р. Румянцева
«Простые поделки без помощи мамы» Москва,
«АЙРИС-пресс», 2006.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».