слесарное дело

Пояснительная записка
В настоящее время, в эпоху компьютеров и нанотехнологий, профессия
«слесарь» не теряет своей актуальности и необходимости.
Необходимость состоит в том, что нужно более качественно и более
широко представлять учащимся программу обучения.
Настоящая программа содержит наиболее широко применяемые и
востребованные в дальнейшей трудовой деятельности учащихся
направления.
Программой предусмотрено индивидуальное творчество обучающихся
в наиболее интересном для них направлении.
Работа объединения «Слесарное дело» основывается на различных
видах деятельности:
- создание рабочего места слесаря;
- выполнение различных видов слесарных операций;
- изготовление изделий (по индивидуальному выбору учащегося);
- выставка работ учащихся.
Нормативно-правовая основа разработки программы
При разработке программы «Слесарное дело» использовались
следующие нормативные и правовые документы и методические материалы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей» (далее – СанПиН);
5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья /
СанПиН 2.4.2.3286-15 // Постановление главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;
6. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее Концепция);
7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07
декабря 2018 г., протокол № 3);

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019
№ 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего профессионального образования, основным программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам».
13. Устав МБУ ДО Мальчевский МУЦ .
14. Локальные нормативные документы МБУ ДО Мальчевский МУЦ,
регламентирующие образовательную деятельность.
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся
устойчивых навыков выполнения несложных слесарных операций и развития
пространственного и логического мышления.
Задачи программы
Обучающие
Привить обучающимся потребность в освоении слесарного дела.
Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения
требований техники безопасности и пожарной безопасности.
3.Научить учащихся правильному и безопасному выполнению приемов и
способов выполнения слесарных работ
1.
2.

Воспитательные
1.Формирование культуры поведения.

2.Воспитание чувства коллективизма, взаимной помощи, дружбы,
сплоченности.
3.Воспитание ответственности за выполнение поставленной задачи.
Развивающие
1.Развитие творческих способностей.
2.Развитие памяти, внимания.
3.Развитие логического мышления.
Материально-техническое обеспечение:
-рабочее место педагога - 1;
-рабочее место слесаря – 10;
-комплект плакатов и стендов по изучаемым темам;
-станки: настольно – сверлильный, заточной;
-наборы слесарных инструментов – 10 комплектов;
-наборы измерительных инструментов - 10;
-приспособления слесарные;
-заготовки для выполнения слесарных работ.
Формы и режим занятий
Формы:
в обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой,
видео;
в воспитании – методы формирования сознания личности, методы
организации деятельности и формирования опыта общественного поведения,
методы стимулирования поведения и деятельности.
Количество часов, отведенных для реализации программы - 72.
Срок реализации: 1 год.
Форма обучения: очная (при необходимости возможно использование
дистанционных образовательных технологий).
Режим обучения
Продолжительность учебного года составляет 36 учебных недель.
Учебный год делится на 2 полугодия, режим работы 6 дней,
продолжительность учебных занятий –2 часа в неделю.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий:
45 мин.
Промежуточная и итоговая аттестация предусматривают выполнение
таких форм диагностики результативности обучения, как тестирование,
практическая работа, контрольная работа, выставка работ.

Категория обучающихся
Программа предназначена для обучения лиц в возрасте от 12 до 17 лет.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов обучение по программе проводится с учетом особенностей их
психофизического развития в соответствии с заключением психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате освоения программы обучающийся должен
уметь:
- применять безопасные приёмы и способы основных видов слесарных работ;
- использовать наиболее распространённые приспособления и инструменты;
- разрабатывать несложные технологические процессы изготовления деталей;
- изготавливать несложные детали по технологическому процессу.
Знать:
 основные виды слесарных работ;
 устройство универсальных и специальных приспособлений и средней
сложности контрольно - измерительных инструментов;
 допуски и посадки;
 квалитеты точности и параметры шероховатости.
Оценка качества освоения программы и контроль результатов
Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

Выполнение подготовительных операций слесарной
обработки.

Решение тестовых заданий.
Индивидуальное практическое
выполнение подготовительных
операций слесарной обработки.

Выполнение размерной слесарной обработки
изделий

Решение тестовых заданий.
Индивидуальное практическое
изготовление изделий.
Выставка работ учащихся.

Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год
Наименование
группы

Год
обучения

Продолжительность
обучения

Слесарное дело

1

36 недель

Кол-во занятий в
Наименование дисциплины
неделю,
(модуля)
продолжительность
занятия
Введение. Основы измерения.
1
Подготовительные
операции слесарной
45 мин
обработки.
Размерная слесарная
обработка.
Итоговое занятие. Итоговая
аттестация.

Всего
ак.часов в
год

Кол-во
ак.часов в
неделю

72

2

Количество часов

теория

Практические
занятия,
лабораторные
работы

Наименование модуля,
дисциплины
Общая
трудоемкость

№
п/п

Распределение часов
по полугодиям

1

2

Введение. Основы измерения.

20

14

6

20

2

Подготовительные операции
слесарной обработки

25

10

15

11

3

Размерная слесарная обработка

25

9

16

Итоговое занятие.
Промежуточная и итоговая
аттестация.

2

1

1

1

1

Итого:

72

34

38

32

40

1

4

Учебный план

Форма контроля, даты
(по полугодиям)

1

2

14
25
1

1

1

1

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема
1. Введение. Основы измерения
2. Подготовительные операции
слесарной обработки
2.1.Разметка плоскостная
2.2. Рубка металла
2.3. Правка и гибка металла
2.4. Резка металла
3. Размерная слесарная обработка
3.1. Опиливание металла
3.2. Обработка отверстий
3.3. Обработка резьбовых поверхностей
4.Итоговое занятие. Контрольное
тестирование. Подведение итогов
работы объединения. Выставка работ
учащихся
Итого:

Кол – во
часов
20

Теория

Практика

14

6

25

10

15

7
7
9
2
25
5
10
10

3
3
3
1
9
2
3
4

4
4
6
1
16
3
7
6

2

1

1

72

34

38

Содержание программы
1. Введение. Основы измерения (20 часов)
Теория (14 часов)
1.1. Введение. Предмет и задачи дисциплины. Из истории развития.
1.2. Структура дисциплины. Литература для изучения дисциплины.
1.3. Развитие слесарных работ.
1.4. Виды слесарных работ.
1.5. Культура и производительность труда.
1.6. Безопасные условия труда.
1.7. Противопожарные мероприятия.
1.8. Научная организация труда: общие положения, оборудование
слесарных мастерских.
1.9. Общие требования к организации рабочего места слесаря.
1.10. Понятие измерения.
1.11. Точность измерений.
1.12. Классификация средств измерения.
1.13. Измерительные инструменты и контрольно-измерительные приборы.
1.14. Устройство измерительных инструментов.

Практика (6 часов)
1.15. Измерение штангенциркулем (2 часа).
1.16. Измерение микрометром (2 часа).
1.17. Измерение угломером (2 часа).
2. Подготовительные операции слесарной обработки (25 часов)
2.1. Разметка плоскостная (7 часов)
Теория (3 часа)
2.1.1. Разметка, её назначение Инструменты и приспособления для разметки.
2.1.2. Подготовка поверхностей под разметку. Правила выполнения приёмов
разметки.
2.1.3. Дефекты при выполнении разметки, причины, способы устранения.
Практика (4 часа)
2.1.4 Практические упражнения по теме: «Разметка плоскостная» (4 часа).
2.2.Рубка металла (7 часов)
Теория (3 часа)
2.2.1.Рубка металла, её назначение и виды. Инструменты, применяемые при
рубке.
2.2.2. Элементы резания и геометрия режущей части зубила. Правила
заточки.
2.2.3. Виды удара молотком. Выбор массы молотка. Дефекты, причины,
способы устранения.
Практика (4 часа)
2.2.4. Практические упражнения по теме: «Рубка металла» (4 часа).
2.3. Правка и гибка металла (9 часов)
Теория (3 часа)
2.3.1.Назначение правки, понятие рихтовки.
2.3.2. Инструменты и приспособления, применяемые при правке.
Безопасность труда.
2.3.3.Понятие и сущность гибки. Правила выполнения работ при гибке.
Дефекты, причины, методы устранения.
Практика (6 часов)
2.3.4.Практические упражнения по теме: «Правка металла» (3 часа).

2.3.5. Практические упражнения по теме: «Гибка металла» (3 часа).
2.4.Резка металла (2 часа)
Теория (1 час)
2.4.1. Назначение резки. Ножницы и ножовка по металлу. Механический
инструмент для резки.
Практика (1 час)
2.4.2. Практические упражнения по теме: «Резка металла»
3. Размерная слесарная обработка (25 часов)
3.1. Опиливание металла (5 часов)
Теория (2 часа)
3.1.1. Назначение, припуск на опиливание. Инструмент для опиливания.
3.1.2. Механизация работ при опиливании. Безопасность труда.
Практика (3 часа)
3.1.3. Практические упражнения по теме: «Опиливание металла» (3 часа).
3.2.

Обработка отверстий (10 часов)

Теория (3 часа)
3.2.1. Основные понятия: сверление, рассверливание, зенкование,
развёртывание.
3.2.2. Конструкция и заточка сверла. Ручной инструмент для обработки.
3.2.3. Стационарное оборудование для сверления. Правила работы на станке.
Безопасность труда.
Практика (7 часов)
3.2.4. Упражнения по заточке сверла.
3.2.5. Сверление ручной и электрической дрелью (2 часа).
3.2.6. Сверление на станке (3 часа).
3.2.7. Рассверливание отверстий. Зенкование и развёртывание.
3.3.

Обработка резьбовых поверхностей (10 часов)

Теория (4 часа)
3.3.1. Резьба и её элементы. Профили резьбы.
3.3.2. Типы и системы резьбы. Инструменты для нарезания внутренней
резьбы.

3.3.3. Инструменты для нарезания наружной резьбы. Подготовка
поверхностей для нарезания резьбы.
3.3.4. Правила нарезания наружной и внутренней резьбы. Дефекты, причины
и способы предупреждения.
Практика (6 часов)
3.3.5. Подбор инструмента для нарезания резьбы.
3.3.6. Нарезание наружной резьбы (2 часа).
3.3.7. Нарезание внутренней резьбы (2 часа).
3.3.8. Выявление дефектов резьбы, установление причин.
4. Итоговое занятие (2 часа)
4.1. Итоговая аттестация. Подведение итогов работы объединения.
4.1. Выставка работ учащихся.

Информационное обеспечение программы
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основная литература
1. Долгих А.И. Фокин А.И. Слесарные работы. – М.: Альфа – М, 2009
2. Долматов Г.Г. Слесарное дело. Практические основы
профессиональной деятельности. – М.: Проф. Обучение, 2009
3. www. slesrab.ru
4. www. slesarnoedelo/ru
5. www. Wikipedia.org
Дополнительная литература
1. Покровский Б.С. Скакун В.А. Слесарное дело. – М.: Изд. Центр
Академия, 2004
2. Чумаченко Ю.Т. Материаловедение и слесарное дело. – М.: Ростов
н/Д., 2005


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».