дорожный патруль

Пояснительная записка
Программа объединения «Дорожный патруль» разработана в рамках
Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона
Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения
учащихся на улицах и дорогах» и имеет техническую направленность.
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков
культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового
самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к
ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе
автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность
устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте и в
случаях чрезвычайных ситуаций.
Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и
углубления теоретических знаний и практических умений на каждом
последующем этапе обучения.
Нормативно-правовая основа разработки программы
При разработке программы «Дорожный патруль» использовались
следующие нормативные правовые документы и методические материалы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей» (далее – СанПиН);
5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья /
СанПиН 2.4.2.3286-15 // Постановление главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;
6. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее Концепция);

7. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07
декабря 2018 г., протокол № 3);
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019
№ 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего профессионального образования, основным программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам».
13. Устав МБУ ДО Мальчевский МУЦ .
14.Локальные нормативные документы МБУ ДО Мальчевский МУЦ,
регламентирующие образовательнуюдеятельность.
Цель программы:создание условий для формирования у школьников
устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы
Обучающие
Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил
дорожного движения и осознанное к ним отношение.
1.

Сформировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил
дорожного движения.
3.
Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской
помощи.
4.
Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожнотранспортной ситуации.
5.
Воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного
поведения на дорогах и улицах.
6.
Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную
этику.
2.

Воспитательные
1.Формирование культуры поведения.
2.Воспитание чувства коллективизма, взаимной помощи, дружбы,
сплоченности.
3.Воспитание ответственности за выполнение поставленной задачи.
Развивающие
1.Развитие творческих способностей.
2.Развитие памяти, внимания.
3.Развитие логического мышления.
Ожидаемый результат:

развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания
первой доврачебной помощи;

формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в
общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
 формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного
движения;
 сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей
и подростков.

Материально-техническое обеспечение:
 классная комната;
 комплект билетов по Правилам дорожного движения;
 видеофильмы по ПДД;
 наглядные пособия по ПДД;
 оргтехника.

Формы и режим занятий
Формы:
в обучении – практический, наглядный, словесный, работа с книгой,
видеометод;
ввоспитании – методы формирования сознания личности, методы
организации деятельности и формирования опыта общественного поведения,
методы стимулирования поведения и деятельности.
Работа объединения «Дорожный патруль»основывается на различных
видах деятельности:
 создание уголка безопасности дорожного движения;
 изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
 встречи с медицинским работником, с целью изучения основ
медицинских знаний и применения знаний на практике;
- участие в различных конкурсах по профилактике дорожнотранспортной безопасности.
Количество часов, отведенных для реализации программы-72.
Срок реализации: 1 год.
Форма обучения: очная (при необходимости возможно использование
дистанционных образовательных технологий).
Режим обучения
Продолжительность учебного года составляет 36 учебных недель.
Учебный год делится на 2 полугодия, режим работы 6 дней,
продолжительность учебных занятий –2 часа в неделю.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий:45
мин.
Промежуточная и итоговая аттестация предусматривают выполнение таких
форм диагностики результативности обучения, как тестирование,
практическая работа, контрольная работа.
Категория обучающихся
Программа предназначена для обучения лиц в возрасте от 12 до 17
лет. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов обучение по программе проводится с учетом особенностей их
психофизического развития в соответствии с заключением психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК).

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
По окончании обучения учащиеся должны:
знать:
 правила дорожного движения, нормативные
ответственности за нарушение ПДД;
.способы оказания первой медицинской помощи;

документы

об

уметь:
 работать с правилами дорожного движения, выделять нужную
информацию;
 работать по билетам ПДД
 читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную
ситуацию;
 оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
 пользоваться общественным транспортом;
получить навыки:
 дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода,
пассажира, велосипедиста;
 взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
 участия в конкурсах, соревнованиях;
 активной жизненной позиции образцового участника дорожного
движения.
Оценка качества освоения программы и контроль результатов
Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

Изучение правил дорожного движения.

Решение тестовых заданий.
Решение билетов по ПДД.
Участие в конкурсах.

Оказание первой медицинской доврачебной
помощи.

Решение тестовых заданий.
Участие в конкурсах.
Участие в викторинах.

Календарный учебный график
Наименование
группы

Год
обучения

Дорожный
патруль

1

Продолжительность
обучения

36 недель

Кол-во занятий в
Наименование дисциплины
неделю,
(модуля)
продолжительность
занятия
Введение в образовательную
1
программу объединения.
История правил
45 мин
дорожного движения.
Изучение правил
дорожного движения.
Основы оказания первой
медицинской доврачебной
помощи.
Традиционно-массовые
мероприятия.
Промежуточная и итоговая
аттестации.

Всего
ак.часов в
год

Кол-во
ак.часов в
неделю

72

2

Количество часов

теория

Практические
занятия,
лабораторные
работы

Наименование модуля,
дисциплины
Общая
трудоемкость

№
п/п

Распределение часов
по полугодиям

1

2

1

Введение в образовательную
программу объединения

1

1

1

2

История правил дорожного
движения

1

1

1

Изучение правил дорожного
движения

50

26

24

Основы оказания первой
медицинской доврачебной
помощи

10

5

5

10

5

Традиционно-массовые
мероприятия

8

8

8

6

Промежуточная и итоговая
аттестации

2

2

3

4

29

Учебный план

1

Форма контроля, даты
(по полугодиям)

1

2

21

1

1

1

Учебно-тематический план
№

Тема

1. Введение
вобразовательную
программу объединения.
2. История
правил
дорожного движения.
3. Изучение правил
дорожного движения.
4. Основы оказания первой
медицинской доврачебной
помощи.
5. Традиционно-массовые
мероприятия.
6. Итоговое занятие.
Контрольное
тестирование. Подведение
итогов работы
объединения.
Итого:

Всего
1

Количество часов
Теория
Практика
1

1

1

50

26

24

10

5

5

8

8

2

2

72

31

41

Содержание программы
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые
взаимосвязаны между собой.
Тема 1
Введение в образовательную программу - 1 час
Цели, задачи объединения. Организационные вопросы.
Тема 2
История правил дорожного движения - 1 час
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом
светофоре, автотранспорте, дорожных знаках.
Тема 3
Изучение правил дорожного движения (50 часов)
Теория (26 часов)
1.
Правила дорожного движения в России. Общие положения.
Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров.
2.
Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных
происшествий. Влияние погодных условий на движение транспортных
средств. Тормозной и остановочный пути.
3. Дорожные ловушки. Причины ДТП. Меры ответственности пешеходов и
водителей за нарушение ПДД.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса
движения.
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках.
Населенные пункты.
4. ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги,
места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у
обочины. Движение пеших групп и колонн.
5. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования
движения. Знаки.
6. ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные
площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта,
перевоз грузов.
7. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
8. Дорожные знаки. Предупреждающие знаки.
9. Дорожные знаки. Знаки приоритета. Запрещающие знаки.
10.Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
12 Дорожные знаки. Информационные знаки.
13
Дорожные знаки. Знаки сервиса. Знаки особых предписаний.

14
15.

Дорожные знаки. Знаки дополнительной информации.
Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат
указаниям стационарных знаков.
16.
Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
Вертикальная разметка.
17.
Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора
выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов.
Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды.
18.
Распределение приоритета между участниками дорожного движения.
Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки».
19.
Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы.
Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и
красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства,
оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные
средства, оборудованные маячками бело-лунного цвета и специальным
звуковым сигналом.
20.
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие
правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки.
21.
Проезд перекрестков, движением на которых управляет
регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.
22.
Преимущество
трамваев
на
регулируемых
перекрестках.
Нерегулируемые перекрестки.
23.
Нерегулируемые
перекрестки
неравнозначных
дорог.
Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.
24.
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных
транспортных
средств.
Проезд
мимо
транспортных
средств,
предназначенного для перевозки детей.
25.
Приближение и проезд железнодорожных путей остановка перед
железнодорожными путями.
26.
Движение по автомагистралям. Учебная езда.
Практика (24 часа)
Решение ситуационных задач, билетов по ПДД.
Тема 4
Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи (10 часов)
Теория (5 часов)
1.
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить
свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
2.
Раны, их виды, оказание первой помощи:
Вывихи, виды кровотечения,переломы, их виды, ожоги, степени ожогов.
Оказание первой помощи.

3.
Виды повязок и способы их наложения. Обморок, оказание помощи
при солнечном и тепловом ударах, обморожении.
4.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.
5.
Сердечный приступ, первая помощь
1.
2.
3.
4.
5.

Практика (5часов)
Наложение различных видов повязок.
Транспортировка пострадавшего.
Искусственное дыхание.
Действия при обморожениях.
Действия при тепловых, химических ожогах.

Тема 5
Традиционно-массовые мероприятия (8 часов)
1. Подготовка и участие в конкурсе МБУ ДО Мальчевский МУЦ по ПДД.
2. Подготовка и участие во Всероссийских конкурсах по ПДД.

Список литературы
1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001
года, № 196-ФЗ.
2. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановлением
Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 года № 621
3. Методические рекомендации по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -19988.
4. Курцев П. А. Медико–санитарная подготовка учащихся. М.
«Просвещение», 1986 год.
5. Т.Ф. Саулина «Ознакомление школьников с ПДД», 2013
6.К.В.Петрова «Как научить детей ПДД». Планирование занятий, конспекты,
кроссворды, дидактические игры, 2013
7. Коган М.С." Правила дорожные знать каждому положено".
8. Лиходед В. "Уроки светофор".
9.Т.Ф.Саулина "Три сигнала светофора"
10. Пикулева Н. "Дорожная азбука".
11. Диск «Не игра!».
12. Диск « Уроки по ПДД».
13. Диск «Первая медицинская помощь».
14. Диск «Уроки хорошего поведения».
15. Видеофильм «Улица полна неожиданностей».
16. Диск «Азбука безопасности на дорогах»
17. Диск «Уроки осторожности»
18. ДИСК «Зарница».
19. Диск «Безопасность детей». Часть 1 и 2.
20. Диск с презентациями по ПДД.
21. Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам
безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]. Режим
доступа: (http://минобрнауки.рф/документы/4962).
22. www.youtube.com (видеофильмы по ПДД).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».