медиа-класс

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Мальчевский
межшкольный учебный центр
РАССМОТРЕНО
На заседании методсовета
протокол №_____
«_____»___________20 г

ПРИНЯТО
На педагогическом совете
протокол №______
От «____»__________20 г

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО
Мальчевский МУЦ
_______А. Н. Ковалёва
«____»____________20 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Медиа-класс»
Возраст учащихся: 12-17 лет,
Срок реализации: 1 год.
Объём реализации: 144 часа.

Автор-составитель:
педагог дополнительного
образования
Синякова Анна Владимировна

ст. Мальчевская
2022

Пояснительная записка
Актуальность и практическая значимость программы для обучающихся
Урок по понятным причинам не может вместить все то, что вызывает интерес у
ученика, формирует его кругозор и развивает интеллект. Именно внеурочная деятельность
создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся
и для формирования устойчивых умений коммуникации, раскрытия творческого
потенциала. Программа творческого объединения «Медиа-класс» является программой
интеллектуального творчества. Известный писатель и журналист К.Паустовский писал
следующее: «Главное – это попасть на творческую волну. Бывает, что не можешь
написать ни одной живой строчки, мучаешься, злишься на себя. И вдруг возникает
момент, когда материал организуется сам собой, и память вместе с воображением подает
вам все нужное для того, чтобы получилась законченная статья или рассказ. Поэтому
никогда не нужно отчаиваться, а надо пробовать и пробовать, чтобы войти в творческий
строй». Вот именно для того, чтобы ученики смогли реализовать свои творческие
способности, попробовать свои силы в словесном выражении мыслей и чувств, «попасть
на творческую волну», почувствовать себя успешным и востребованным, и разработана
программа творческого объединения «Медиа-класс».
С другой стороны, актуальность программы обусловлена тем, что в школьники
получают недостаточно сведений о роли средств массовой информации в современной
жизни. Сейчас молодёжь мало ориентируется в процессах, происходящих в обществе.
Благодаря журналистике люди узнают о различных событиях, получают необходимую
информацию. СМИ влияют на формирование общественного мнения и общественного
сознания.
В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего
представления о журналистике, ее истории, истории печатного дела, особенностях
различных жанров журналистики. Содержание программы предполагает работу с разными
источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную
работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых
каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую
работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой
профессиональной сфере у учащихся, потому что на занятиях кружка ученик может
продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать
результат. Навыки коммуникации пригодятся школьникам в их дальнейшей жизни. Они
смогут увереннее себя чувствовать, выражать своё мнение, не бояться высказываться и
отстаивать свою точку зрения, аргументировав её.
Нормативно-правовая основа разработки программы
При разработке программы «Медиа-класс» использовались следующие нормативно
правовые документы и методические материалы:
1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный Закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребёнка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р);
4. Постановление главного государственного врача РФ от 28.09.20 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»»;
5. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основам общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья / СанПиН 2.4.2.3286-15//;

6. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
10.07.2015 № 26;
7. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р) (далее Концепция);
8. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребёнка» (утверждён на заседании
проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г.,
протокол № 3);
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»»;
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №114 «Об
утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими
образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам,
образовательным программам среднего профессионального образования, основным
программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам».
14. Устав МБУ ДО Мальчевский МУЦ.
15. Локальные нормативные документы МБУ ДО Мальчевский МУЦ, регламентирующие
образовательную деятельность.
Педагогическая целесообразность программы
Ни один другой вид человеческой деятельности не предоставляет подростку таких
возможностей для самореализации, удовлетворения естественного любопытства,
потребности в познании мира и человека, как журналистика.
Проходя обучение, обретая опыт общения, написания статей, выпуска стенгазет,
занимающиеся смогут проявить свои творческие способности, самоутвердиться,
реализовать своё потенциальное стремление к лидерству, развить гражданскую
инициативу и ответственность, повысить интеллектуальный уровень.
Программа творческого объединения даёт возможность использовать навыки,
полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включает детей в
систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям в объединении
«Медиа-класс» обучающиеся научатся работать коллективно, решать вопросы с учётом
интересов окружающих людей, научатся контактировать с разными людьми, помогать
друг другу. Каждый обучающийся сможет развить как устную, так и письменную речь.
Цели программы:
- формирование личности ребёнка через расширение кругозора и развитие мотивации
учащегося к познанию и творчеству через его увлечение журналисткой деятельностью;
- обучение учащихся основам журналистики;
- наработка навыков работы со стенгазетой;
- развитие интерес к литературному творчеству и публицистики.

Задачи программы:
обучающие:
- формировать умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладевать основными навыками журналистского мастерства.
воспитательные:
- воспитывать нравственные и коммуникативные качества;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной
творческой деятельности;
- формировать потребности учащихся к саморазвитию.
- создать комфортную обстановку на занятиях, а так же атмосферу
доброжелательности и сотрудничества.
развивающие:
- развивать литературные способности подростков;
- развивать умения устного выступления;
- развивать умения письменного изложения своих мыслей в форме написания
очерков, статей, эссе репортажей;
- развивать потребности к творческому труду.
- организовать развивающий досуг.
Формы и режим занятий
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая
деятельность учащихся. Приоритетными методами её организации служат практические,
творческие работы. Занятия по данной программе состоят из теоретической и
практической частей.
Формы проведения занятий: свободные творческие дискуссии, беседа, игра, чтение
и обсуждение статей из газет, экскурсии, обсуждение материалов экскурсий, написание
отзывов и статей, практические работы (подготовка материала для публикации).
Формы организации учебной работы: коллективная, групповая.
Категория обучающихся:
Программа предназначена для обучения лиц в возрасте от 12 до 17 лет.
Количество часов, отведённых для реализации программы – 144.
Срок реализации: 1 год.
Форма обучения – очная.
В ситуациях эпидемии, режима самоизоляции и карантина, морозных дней
обучающимся предоставляется возможность обучаться по программе дистанционно.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью – 2 часа.
Промежуточная и итоговая аттестация предусматривают выполнение таких форм
диагностики результативности обучения, как тестирование, практическая творческая
работа, публикация, проектная работа.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные
умения и навыки работы с информацией.
Предполагается, что после обучения по программе «Медиа-класс», учащиеся
должны знать:
- историю российской журналистики;
- понятия: тема, идея (основная мысль) текста, его композиция;
- типы речи, стили речи;
- изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения,
метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения;
- жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья и др.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
- собирать материал, систематизировать его;
- строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему;

- доказывать свою собственную точку зрения;
- интересоваться мнением других людей;
- составлять план;
- создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах;
- грамотно излагать свои мысли.
Оценка качества освоения программы и контроль результатов
Виды деятельности
Журналистика как вид деятельности
История российской журналистики
Журналистика как профессия
Функция журналистики
Требования к журналисту
Формирование жанров журналистики
Нравственные,
патриотические,
художественные и эстетические проблемы
журналистики
СМИ – воспитатель гражданственности
Анализ материалов периодической печати.
Выпуск стенгазет. Написание статей.
Подведение итогов работы объединения

Формы контроля и оценки результатов
Опрос
Опрос
Стенгазета
Опрос
Опрос
Творческая работа
Творческая работа, стенгазета
Опрос
Творческая работа, публикация в СМИ,
стенгазеты
Анкетирование, контрольное задание

Учебный план
№

1
2
3
4
5
6
7

8
9

Наименование
модуля, темы

Количество часов

Распределение
часов по
полугодиям

Всего Теория Практика
1
как 2
2
0
2

Журналистика
вид деятельности
История российской
журналистики
Журналистика
как
профессия
Функция
журналистики
Требования
к
журналисту
Формирование
жанров журналистики
Нравственные,
патриотические,
художественные
и
эстетические
проблемы
журналистики
СМИ – воспитатель
гражданственности
Анализ
материалов

2

2

2

0

2

10

8

2

10

10

10

0

10

6

6

0

6

24

12

12

24

50

12

38

10

4

1

3

4

34

0

34

34

40

Форма
контроля,
даты (по
полугодиям)
1
2

10

периодической
печати.
Выпуск
стенгазет. Написание
статей.
Подведение
итогов 2
работы объединения
итого
144

1

1

54

90

2
64

78

2

Учебно-тематический план
№

Наименование разделов и тем

Общее
количество
часов
Раздел 1. Журналистика как вид деятельности (2 ч.)
1
Вводное занятие.
1
Журналистика как вид деятельности
1
Раздел 2. История российской журналистики (2 ч.)
2
Выпуск первой газеты в России «Ведомости» 1
при Петре I в XVIII в.
Влияние газеты на общественную мысль в 1
России.
Раздел 3. Журналистика как профессия (10 ч.)
3
Формирование представлений о профессии 1
журналиста.
Журналистика как профессия.
2
Беседа об особенностях и трудностях труда
журналиста.
1
Нравственные позиции журналиста.
2
Соблюдение этики поведения.
2
Знакомство с этапами выпуска стенгазеты
2
Раздел 4. Функции журналистики (10 ч.)
4
Информационная;
2
Коммуникативная;
2
Выражение мнений определенных групп;
2
Формирование общественного мнения.
2
Факт как объект интереса журналиста и
основной материал в его работе.
2
Раздел 5. Требования к журналисту (6 ч.)
5
Компетентность, объективность;
2
Соблюдение профессиональных этических
норм;
2
Глубокое знание в области литературы,
философии. Владение литературным языком. 2
Раздел 6. Формирование жанров журналистики (24 ч.)
6
Заметка – один из распространенных 4
газетных
и
журнальных
жанров.
Разновидности материалов этого жанра –
заметка информационного характера, заметка
– благодарность, заметка – просьба,

В том числе
теорепрактитических ческих
1
1

0
0

1

0

1

0

1

0

2

0

1
2
2
0

0
0
0
2

2
2
2
2

0
0
0
0

2

0

2

0

2

0

2

0

2

2

обращение.
Отличие
заметки
от
корреспонденции.
Интервью – особенности жанра, его виды: 4
2
2
интервью – монолог; интервью – диалог;
интервью
–
зарисовка;
коллективное
интервью; анкета.
Статья – роль статьи в газетах и журналах. 4
2
2
Статьи
проблемные,
аналитические,
обличительные.
Отличительные
черты:
целеустремленность
и
доходчивость,
логичность
аргументации,
точность
словоупотребления; яркость литературного
изложения.
Репортаж - наглядное представление о том 4
2
2
или ином событии через непосредственное
восприятие журналиста – очевидца или
действующего лица. Жанровое своеобразие –
использование
элементов
всех
информационных
жанров:
картинное
описание
какого-либо
эпизода,
характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический,
постановочный.
Очерк – близость к малым формам 4
2
2
художественной литературы – рассказу или
короткой повести. Очерк как раскрытие
жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность
воспроизведения
материала. Очерки событийные и путевые.
Фельетон – острая, злободневная критика, 4
2
2
особые приемы изложения. Распознание в
газетах и журналах примеры публикаций
разных жанров, выявление признаков
принадлежности
к
данному
жанру.
Написание публикаций выбранного жанра.
Раздел 7. Нравственные, патриотические, художественные и эстетические проблемы
журналистики (50 ч.)
7
Экскурсии
4
0
4
Обсуждение нравственных, патриотических, 16
12
4
художественных и эстетических проблем
журналистики
Индивидуальная работа и работа в малых 30
0
30
группах
Раздел 8. СМИ – воспитатель гражданственности (4 ч.)
8
 Дискуссия на тему «Как газета 1
1
0
воспитывает чувство патриотизма».
 Подбор различных статей по теме, их 3
0
3
обсуждение. Написание статьи на тему
«Я люблю тебя Родина».
Раздел 9. Анализ материалов периодической печати. Выпуск стенгазет. Написание
статей. (34 ч.)
9
 Самостоятельная
подготовка
к 4
0
4

обсуждению материалов, отражающих
проблемы молодёжи и детей.
 Написание статьи освещающей успехи 10
учеников школы на районных и
областных конкурсах.
 Определение
рубрик.
Подбор 10
материала.
Подбор
фотографий,
иллюстративного
материала.
Оформление рубрик, выбор цветового
решения газеты.
 Вёрстка стенгазеты.
10
Раздел 10. Подведение итогов работы объединения (2 ч.)
10
 Подведение итогов занятия за год. 1
Просмотр лучших работ.
 Анкетирование
«Мои успехи в
журналистике».
Конкурс 1
журналистских работ
Итого:
144

0

10

0

10

0

10

1

0

0

1

54

90

Содержание программы
Раздел 1. Журналистика как вид деятельности (2 ч.)
Занятие 1-2. Вводное занятие. Журналистика как вид деятельности. Ознакомление с
планом работы объединения «Медиа-класс», цель и задачи. Правила работы и поведения.
Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов. Цели и задачи
портфолио, структура портфолио обучающегося (теоретические).
Раздел 2. История российской журналистики (2 ч.)
Занятие 3-4. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние
газеты на общественную мысль в России. Вид занятия - теоретические.
Раздел 3. Журналистика как профессия (10 ч.)
Занятие 5-14. Формирование представлений о профессии журналиста. Журналистика как
профессия. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Нравственные
позиции журналиста. Соблюдение этики поведения. Журналистика как профессия.
Знакомство с этапами выпуска стенгазеты. Вид занятия: 8 ч. - теоретические, 2 ч. –
практические.
Раздел 4. Функции журналистики (10 ч.)
Занятие 15-24. Функции журналистики: информационная; коммуникативная; выражение
мнений определенных групп; формирование общественного мнения. Факт как объект
интереса журналиста и основной материал в его работе. Вид занятия - теоретические.
Раздел 5. Требования к журналисту (6 ч.)
Занятие 25-30. Требования к журналисту компетентность, объективность; соблюдение
профессиональных этических норм; глубокое знание в области литературы, философии.
Владение литературным языком. Вид занятия - теоретические.
Раздел 6. Формирование жанров журналистики (24 ч.)
Занятие 31-54. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров.
Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка –
благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог;
интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета. Статья – роль статьи в газетах и
журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты:
целеустремленность
и
доходчивость,
логичность
аргументации,
точность
словоупотребления; яркость литературного изложения. Репортаж - наглядное
представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста –

очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех
информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика
персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой
повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Фельетон
– острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Распознание в газетах и
журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к
данному жанру. Написание публикаций выбранного жанра. Вид занятия: 12 ч. теоретические, 12 ч. - практические.
Раздел 7. Нравственные, патриотические, художественные и эстетические проблемы
журналистики (50 ч.)
Занятие 55-104. Экскурсия. Выпуск стенгазеты по материалам экскурсии.
Обсуждение материалов экскурсии, написание отзывов, статей, подбор
фотографий, выбор шрифта, цветового решения, оформление стенгазеты. Вид занятия –
практическое 4 ч.
Обсуждение различных нравственных, патриотических, художественных и эстетических
проблем журналистики. Вид занятия: 12 ч. - теоретическое, 4 ч.- практическое.
Индивидуальная работа и работа в малых группах:
 Выпуск стенгазеты. Работа редактора, художника, журналиста, дизайнера,
корректора. Согласование всех направлений для гармоничной работы.
Распределение
работы,
помощь
друг
другу.
Оформление
газеты.
Фотографирование. Роль фотографии в газете.
 «Портрет», «Пейзаж», «Композиция». Фотографирование живых объектов.
Просмотр работ, их обсуждение. Новые технологии издательского дела.
 Знакомство учащихся с новыми технологиями издательского дела, ролью
компьютерной вёрстки.
 Клубный день. «Газета – это новости жизни». Как корреспонденты добывают
материал. Как определить актуальность темы. Проведение блиц – опросов. Как
найти «общий язык» с читателем. Как проводятся опросы. Что нельзя журналисту.
Проведение блиц – опросов и их анализ.
 Работа на ПК. Самостоятельная творческая работа на ПК. Работа творческими
группами. Выпуск статей с использованием современных компьютерных
технологий.
 Выпуск стенгазеты ко Дню защитника Отечества. Подбор материала. Поиск
фотографий и материалов о выпускниках – офицерах нашей школы.
 Работа в Интернете. Просмотр материалов.
 Выпуск стенгазеты ко Дню 8 Марта. Подбор материала: стихов, иллюстраций,
фотографий, написание статей, оформление газеты.
 Работа в Интернете. Просмотр материалов.
 Работа на ПК. Подготовка презентации на заданную тему. Подбор иллюстраций,
текста, графическое и цветовое оформление презентации.
 Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста.
Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения.
 Экскурсия.
 Выпуск статей по материалам экскурсии. Обсуждение материалов экскурсии,
написание отзывов, статей, подбор фотографий, выбор шрифта, цветового
решения, оформление газеты.
 Школьный сайт. Эстетика и дизайн сайта. Просмотр материалов школьного сайта.
Выпуск стенгазеты ко Дню победы – 9 Мая. Обсуждение газеты, подбор материала
об участниках Великой Отечественной войны. Отбор и сканирование фотографий,
написание статей. Оформление стенгазеты.

Журнал. Отличительные особенности журнала. Просмотр современных журналов,
анализ статей, иллюстраций графического оформления и др. Пробное оформление
журнала.
 Конкурс творческих работ на тему «Великая Отечественная война». Проведение
беседы о войне, рассказ о подвиге народа в войне. Выполнение творческих работ.
 Творческая работа. Написание статей в газету, на сайты. Работа творческими
группами.
 Экскурсия в редакцию газеты. Ознакомление с этапами выпуска газеты.
Вид занятия – практическое 30 ч.


Раздел 8. СМИ – воспитатель гражданственности (4 ч.)
Занятие 105 – 108. Дискуссия на тему «Как газета воспитывает чувство патриотизма».
Подбор различных статей по теме, их обсуждение. Написание статьи на тему «Я люблю
тебя Родина». Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей.
Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы
молодёжи и детей. Написание статьи освещающей успехи учеников школы на районных и
областных конкурсах. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий,
иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Вид
занятия:1 ч. – теоретическое, 3 ч. – практическое.
Раздел 9. Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание
статей. (34 ч.)
Занятие 109 – 142. Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих
проблемы молодёжи и детей. Написание статьи освещающей успехи учеников школы на
районных и областных конкурсах. Определение рубрик. Подбор материала. Подбор
фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения
Вид занятия – практические.
Раздел 10. Подведение итогов работы объединения (2 ч.)
Занятие 143-144. Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ.
Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Конкурс журналистских работ.
Награждения лучших юных журналистов дипломами и грамотами. Вид занятия – 1ч. –
теоретическое, 1 ч. – практическое.
Методическое обеспечение программы
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд,
познание, умение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:
 виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми,
направленными на реализацию личных интересов членов группы;
 деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей,
рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовать и
осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе,
помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чье влияние
благотворно%
 необходимо учитывать основные черты коллективно деятельности: разделение
труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
 воспитывающего характера труда;
 научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики,
установленной размеренности);
 связи теории с практикой (практике отводится около 80% учебного времени);
 систематичности и последовательности;
 доступности и посильности;
 сознательности и активности;

наглядности;
прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех
вышеперечисленных принципов);
Можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:
 обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой
деятельности;
 получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных,
практических задач;
 обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической
деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в
условиях межличностного общения;
 обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
 занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
 репродуктивный;
 проблемный;
 частично-поисковый или эвристический;
 исследовательский.
Педагогические приёмы:
 формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
 организация
деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,
требование);
 стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, оценка,
взаимооценка и т.д.);
 сотрудничество, позволяющее педагогу и воспитаннику быть партнерами в
увлекательном процессе образования;
 свободный выбор, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя
направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.
Методы проведения занятий
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Теоретические
сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация
познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала,
преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к
детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к
изучаемому
материалу,
способствует
развитию
внимания,
воображения,
наблюдательности, мышления. Практические занятия – это форма учебного занятия, на
котором педагог организует детальное рассмотрение отдельных теоретических положений
учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем
выполнения соответствии поставленных задач.
В процессе работы с различной техникой педагог постоянно напоминает учащимся
о правилах пользования и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники
безопасности.
Дидактическое и техническое оснащение:
Дополнительная литература, словари и справочники, компьютер, принтер, сканер, ЦОР,
цифровые носители, фотоаппарат.
Список литературы



Для педагога:
1. Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа,1987.-146с

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-2-е изд. –М., 1998.
– 126с
3. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах(4-8-е классы). -М.,1977.
4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
5. Никодеми Г.Б. Школа рисунка/пер. Семеновой Г. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-144с
6. Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М.:
Просвещение,1996. – 35с
7. Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию, произношению, литературному
редактированию.- М.,1994.
8. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974.
9. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
10. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988
Для учащихся:
1. Искусство слова. 2-е изд., доп. Л.А. Новиков. -М.: 1991.-144
2. Орфографический словарь русского языка./под ред. С.И. Ожегова.- М.: ГептаТрейд,1995.- 640с
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974.
4. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
5. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988
6. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
7. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П. Филин.- М.: Советская
энциклопедия,1979.-431с
8. Краткий словарь современных понятий и терминов. 3-е изд., дораб. и доп.
Н.Т.Бунимович. – М.: Республика,2000.-670с
9. Словарь русского языка. 4-е изд., стереотипное, 1-4т /под ред. А.П. Евгеньевой.М.: Русский язык,1999.-800с
10. Толковый словарь русского языка. Современная версия. В.И. Даль.– М.:
Эксмо,2000.-640с
11. Толковый словарь русского языка для школьников. В.И. Даль.– М.: Эксмо,2009.688с
12. Учебный словарь трудностей русского языка для школьников. 3-е изд.,
стереотипное. – М.: Русский язык – Медиа,2007.-616с
13. Энциклопедический справочник школьника. Том ІІ, Гуманитарные науки.- М.:
Русское энциклопедическое товарищество,2003.-864с
14. Искусство слова. 2-е изд., доп. Л.А. Новиков. -М.: 1991.-144


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».