медиа класс

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план
2.2 Календарный учебный график
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Условия реализации программы
3.2 Формы контроля и аттестации
3.3 Планируемые результаты
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
VII. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2

2

3
6
6
10
11
11
11
11
13
15
16
19
19
29

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
- приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»);
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом образовательных
потребностей);
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
- Уставом муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Мальчевский межшкольный учебный центр», утвержденным
начальником
Муниципального
учреждения
управления
образования
Миллеровского района приказ от 04.08.2020 г. № 527 и другими локальными
актами учреждения.
Актуальность программы:
Урок по понятным причинам не может вместить все то, что вызывает
интерес у ученика, формирует его кругозор и развивает интеллект. Именно
внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения
индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений
коммуникации, раскрытия творческого потенциала. Программа творческого
объединения «Медиа-класс» является программой интеллектуального
творчества. Известный писатель и журналист К.Паустовский писал следующее:
«Главное – это попасть на творческую волну. Бывает, что не можешь написать
ни одной живой строчки, мучаешься, злишься на себя. И вдруг возникает
3

момент, когда материал организуется сам собой, и память вместе с
воображением подает вам все нужное для того, чтобы получилась законченная
статья или рассказ. Поэтому никогда не нужно отчаиваться, а надо пробовать и
пробовать, чтобы войти в творческий строй». Вот именно для того, чтобы
ученики смогли реализовать свои творческие способности, попробовать свои
силы в словесном выражении мыслей и чувств, «попасть на творческую волну»,
почувствовать себя успешным и востребованным, и разработана программа
творческого объединения «Медиа-класс».
С другой стороны, актуальность программы обусловлена тем, что в
школьники получают недостаточно сведений о роли средств массовой
информации в современной жизни. Сейчас молодёжь мало ориентируется в
процессах, происходящих в обществе.
Благодаря журналистике люди узнают о различных событиях, получают
необходимую информацию. СМИ влияют на формирование общественного
мнения и общественного сознания.
Отличительные особенности программы, новизна:
Данная программа была разработана на основе программы
«Журналистика и газетное дело» А. Г. Пшеничного, педагога дополнительного
образования ГБОУ школы №372 Московского района города СанктПетербурга.
В программе собран материал, которого достаточно для получения
общего представления о журналистике, ее истории, истории печатного дела,
особенностях различных жанров журналистики. Содержание программы
предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой
темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации
занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы
выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и
принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой
профессиональной сфере у учащихся, потому что на занятиях кружка ученик
может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно
продемонстрировать результат. Навыки коммуникации пригодятся школьникам
в их дальнейшей жизни. Они смогут увереннее себя чувствовать, выражать своё
мнение, не бояться высказываться и отстаивать свою точку зрения,
аргументировав её.
Новизна программы заключается в том, что приобретая теоретические
навыки по пройденным темам, обучающиеся закрепляют полученные знания на
практике, публикуясь в социальных сетях учреждения.
Цели программы:
- формирование личности ребёнка через расширение кругозора и
развитие мотивации учащегося к познанию и творчеству через его увлечение
журналисткой деятельностью;
- обучение учащихся основам журналистики;
- наработка навыков работы со стенгазетой;
- развитие интереса к литературному творчеству и публицистике.
4

Задачи программы:
обучающие:
- формировать умения работать в различных жанрах публицистического
стиля;
- овладевать основными навыками журналистского мастерства.
Развивающие:
- развивать литературные способности подростков;
- развивать умения устного выступления;
-развивать умения письменного изложения своих мыслей в форме
написания очерков, статей, эссе, репортажей;
- развивать потребности к творческому труду.
- организовать развивающий досуг.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные и коммуникативные качества;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в
совместной творческой деятельности;
- формировать потребности учащихся к саморазвитию.
- создать комфортную обстановку на занятиях, а так же атмосферу
доброжелательности и сотрудничества.
Характеристика программы
Направленность социально-педагогическая;
Тип традиционная;
Вид модифицированная;
Уровень освоения базовый.
Объем и срок освоения программы 144 часа, 1 год.
Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа. Длительность учебного
занятия – 45 минут. Перерыв между занятиями 10 минут.
Тип занятий теоретический, практический.
Форма обучения очная.
Образовательная деятельность по данной программе осуществляется на
государственном языке Российской Федерации (п.2, ст.14, № 273-ФЗ).
Обучение проводится с использованием как традиционных форм: лекции с
элементами беседы, так и активных форм обучения: дискуссии, соревнования,
демонстрация основных практических приемов, самостоятельное выполнение
практических и творческих заданий. Формы организации деятельности
обучающихся - групповая. На занятиях применяется дифференцированный,
индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Адресат программы программа предназначена для обучения лиц в
возрасте от 12 до 17 лет.
Наполняемость группы 15 человек.

5

II.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

2.1 Учебный план
Таблица 1
Учебный план
№
п/п

Наименование
модуля, темы

Количество часов
Теория

Практика

Всего

Форма контроля,
аттестация

1

Раздел 1.
Журналистика как
вид деятельности

2

0

2

Беседа

2

Раздел 2. История
российской
журналистики

2

0

2

Беседа. Опрос

3

Раздел 3.
Журналистика как
профессия

8

2

10

Педагогическое
наблюдение.
Стенгазета

4

Раздел 4. Функция
журналистики

10

0

10

Опрос

5

Раздел 5. Требования
к журналисту

6

0

6

Опрос

6

Раздел 6.
Формирование
жанров журналистики

12

12

24

Творческая
работа

7

Промежуточная
аттестация

0

2

2

Тестирование
(приложение 2)

8

Раздел 7.
Нравственные,
патриотические,
художественные и
эстетические
проблемы
журналистики

12

36

48

Творческая
работа,
стенгазета

9

Раздел 8. СМИ –
воспитатель
гражданственности

1

3

4

Опрос

10

Раздел 9. Анализ
материалов
периодической
печати. Выпуск

0

34

34

Творческая
работа,
публикация
СМИ,

6

в

стенгазет. Написание
статей.
11

стенгазеты

Подведение итогов
работы объединения

1

1

2

Итого

54

90

144

Анкетирование,
контрольное
задание

Содержание учебного плана
Раздел 1. Журналистика как вид деятельности (2 ч.)
Вводное занятие. Журналистика как вид деятельности. Ознакомление с планом
работы объединения «Медиа-класс», цель и задачи. Правила работы и
поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных
вопросов. Цели и задачи портфолио, структура портфолио обучающегося
(теоретические).
Раздел 2. История российской журналистики (2 ч.)
Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние
газеты на общественную мысль в России. Вид занятия – теоретические.
Раздел 3. Журналистика как профессия (10 ч.)
Формирование представлений о профессии журналиста. Журналистика как
профессия. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста.
Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения.
Журналистика как профессия. Знакомство с этапами выпуска стенгазеты. Вид
занятия: 8 ч. – теоретические, 2 ч. – практические.
4. Функции журналистики (10 ч.)
Функции журналистики: информационная; коммуникативная; выражение
мнений определенных групп; формирование общественного мнения. Факт как
объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Вид занятия –
теоретические.
Раздел 5. Требования к журналисту (6 ч.)
Требования к журналисту компетентность, объективность; соблюдение
профессиональных этических норм; глубокое знание в области литературы,
философии. Владение литературным языком. Вид занятия – теоретические.
Раздел 6. Формирование жанров журналистики (24 ч.)
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров.
Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера,
заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от
корреспонденции. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью –
монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью;
анкета. Статья – роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные,
аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и
доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость
литературного изложения. Репортаж – наглядное представление о том или ином
7

событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или
действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех
информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода,
характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный,
тематический, постановочный. Очерк – близость к малым формам
художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как
раскрытие жизни того или иного значимого персонажа. Документальность
воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Фельетон – острая,
злободневная критика, особые приемы изложения. Распознание в газетах и
журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков
принадлежности к данному жанру. Написание публикаций выбранного жанра.
Вид занятия: 12 ч. – теоретические, 12 ч. – практические.
Промежуточная аттестация – тестирование.
Раздел 7. Нравственные, патриотические, художественные и эстетические
проблемы журналистики (50 ч.)
Экскурсия. Выпуск стенгазеты по материалам экскурсии.
Обсуждение материалов экскурсии, написание отзывов, статей, подбор
фотографий, выбор шрифта, цветового решения, оформление стенгазеты. Вид
занятия – практическое 4 ч.
Обсуждение различных нравственных, патриотических, художественных и
эстетических проблем журналистики. Вид занятия: 12 ч. – теоретическое, 4 ч.практическое.
Индивидуальная работа и работа в малых группах:
 Выпуск
стенгазеты. Работа редактора, художника, журналиста,
дизайнера, корректора. Согласование всех направлений для гармоничной
работы. Распределение работы, помощь друг другу. Оформление газеты.
Фотографирование. Роль фотографии в газете.
 «Портрет»,
«Пейзаж», «Композиция». Фотографирование живых
объектов. Просмотр работ, их обсуждение. Новые технологии
издательского дела.
 Знакомство учащихся с новыми технологиями издательского дела, ролью
компьютерной вёрстки.
 Клубный день. «Газета – это новости жизни». Как корреспонденты
добывают материал. Как определить актуальность темы. Проведение
блиц – опросов. Как найти «общий язык» с читателем. Как проводятся
опросы. Что нельзя журналисту. Проведение блиц – опросов и их анализ.
 Работа на ПК. Самостоятельная творческая работа на ПК. Работа
творческими группами. Выпуск статей с использованием современных
компьютерных технологий.
 Выпуск стенгазеты ко Дню защитника Отечества. Подбор материала.
Поиск фотографий и материалов о выпускниках – офицерах нашей
школы.
 Работа в Интернете. Просмотр материалов.
8

Выпуск стенгазеты ко Дню 8 Марта. Подбор материала: стихов,
иллюстраций, фотографий, написание статей, оформление газеты.
 Работа в Интернете. Просмотр материалов.
 Работа на ПК. Подготовка презентации на заданную тему. Подбор
иллюстраций, текста, графическое и цветовое оформление презентации.
 Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда
журналиста. Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики
поведения.
 Экскурсия.
 Выпуск статей по материалам экскурсии. Обсуждение материалов
экскурсии, написание отзывов, статей, подбор фотографий, выбор
шрифта, цветового решения, оформление газеты.
 Школьный сайт. Эстетика и дизайн сайта. Просмотр материалов
школьного сайта. Выпуск стенгазеты ко Дню победы – 9 Мая.
Обсуждение газеты, подбор материала об участниках Великой
Отечественной войны. Отбор и сканирование фотографий, написание
статей. Оформление стенгазеты.
 Журнал. Отличительные особенности журнала. Просмотр современных
журналов, анализ статей, иллюстраций графического оформления и др.
Пробное оформление журнала.
 Конкурс творческих работ на тему «Великая Отечественная война».
Проведение беседы о войне, рассказ о подвиге народа в войне.
Выполнение творческих работ.
 Творческая работа. Написание статей в газету, на сайты. Работа
творческими группами.
 Экскурсия в редакцию газеты. Ознакомление с этапами выпуска газеты.
Вид занятия – практическое 30 ч.


Раздел 8. СМИ – воспитатель гражданственности (4 ч.)
Дискуссия на тему «Как газета воспитывает чувство патриотизма». Подбор
различных статей по теме, их обсуждение. Написание статьи на тему «Я люблю
тебя Родина». Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет.
Написание статей. Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов,
отражающих проблемы молодёжи и детей. Написание статьи освещающей
успехи учеников школы на районных и областных конкурсах. Определение
рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала.
Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Вид занятия:1 ч. –
теоретическое, 3 ч. – практическое.
Раздел 9. Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет.
Написание статей. (34 ч.)
Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих
проблемы молодёжи и детей. Написание статьи освещающей успехи учеников
школы на районных и областных конкурсах. Определение рубрик. Подбор
9

материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление
рубрик, выбор цветового решения Вид занятия – практические.
Раздел 10. Подведение итогов работы объединения (2 ч.)
Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ. Анкетирование
«Мои успехи в журналистике». Конкурс журналистских работ. Награждения
лучших юных журналистов дипломами и грамотами. Вид занятия – 1ч. –
теоретическое, 1 ч. – практическое.
2.2 Календарный учебный график (приложение 1)
Таблица 2
Календарный учебный график
Дата
начала
занятий
01.09.23

Дата
окончания
занятий
31.05.24

Всего
учебных
недель
36

Всего
учебных
дней
72

10

Всего
учебных
часов
144

Режим занятий
2 раз в неделю по 2 часа

III.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1 Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Для реализации программы используется 1 помещение:
-учебная аудитория на 15 посадочных мест для обучающихся, рабочее место
педагога.
Учебное помещение должно соответствовать требованиям санитарных
норм и правил, установленных Санитарными правилам (Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарно
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Кадровое обеспечение
Программа «Медиа-класс» реализуется педагогом дополнительного
образования, соответствующим Профессиональному стандарту «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
3.2 Формы контроля и аттестации
Реализация программы «Медиа-класс» предусматривает текущий,
промежуточный и итоговый контроль.
Текущий и промежуточный контроль проводится – с целью контроля
усвоения учащимися тем и разделов программы, определения результатов
обучения. Итоговый – с целью усвоения обучающимися программного
материала в целом, определения изменения уровня развития детей, их
творческих способностей. Текущий контроль включает в себя устные опросы,
оценку выполнения групповых индивидуальных заданий по написанию
текстов. Промежуточный контроль осуществляется после 1 полугодия освоения
программы и включает в себя тестирование. Итоговый контроль
осуществляется
после окончания реализации программы в форме
контрольного задания и анкетирования.
3.3 Планируемые результаты
Предметные:
У учащихся будут сформированы знания:
- об истории российской журналистики;
- о базовых понятиях: тема, идея (основная мысль) текста, его
композиция;
- о типах речи, стилей речи;
- о функциях журналистики;
11

- о требованиях, предъявляемых журналисту;
- о нравственных позиций журналиста;
- о жанрах, применяемых в журналистике.
Умения:
- собирать материал, систематизировать его;
- строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему;
писать заметки по заданной теме;
- писать статьи;
- приобрести навыки интервьюирования;
- изготовить стенгазету;
- приобрести навыки фоторепортажа.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- принципы коммуникативного взаимодействия со сверстниками и
окружающими;
- толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего
коллективного творчества).
Метапредметные:
У учащихся будут сформированы регулятивные УУД:
- использовать правила техники безопасности при работе с компьютером,
фотоаппаратом, камерой;
- применять санитарно-гигиенические требования;
- использовать правила этики;
- проявлять индивидуальные творческие способности при изложении
мыслей и написании материала.
Коммуникативные УУД:
работать
в
группе,
управлять
поведением
партнера;
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять
инициативу и активность;
- формулировать свои затруднения;
- обращаться за помощью;
- самим предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию.

12

IV.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:
игра, труд, познание, умение, общение, творчество. При этом соблюдаются
следующие правила:
•
виды деятельности должны быть разнообразными, социально
значимыми, направленными на реализацию личных интересов членов группы;
•
деятельность должна соответствовать возможностям отдельных
личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её
организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных
учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей
лидеров, чье влияние благотворно;
•
необходимо учитывать основные черты коллективно деятельности:
разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей
и взрослых.
При определении содержания деятельности учитываются следующие
принципы:
•
воспитывающего характера труда;
•
научности (соблюдение строгой технической терминологии,
символики, установленной размеренности);
•
связи теории с практикой (практике отводится около 80% учебного
времени);
•
систематичности и последовательности;
•
доступности и посильности;
•
сознательности и активности;
•
наглядности;
•
прочности овладения знаниями и умениями (достигается
реализацией всех вышеперечисленных принципов);
Можно выделить ряд общих существенных положений образовательного
процесса:
•
обязательное формирование у детей положительной мотивации к
творческой деятельности;
•
получение ими новой информации, новых знаний при решении
конкретных, практических задач;
•
обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и
практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во
внеурочное время, в условиях межличностного общения;
•
обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
•
занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
•
репродуктивный;
13

•
проблемный;
•
частично-поисковый или эвристический;
•
исследовательский.
Педагогические приёмы:
•
формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение,
дискуссия);
•
организация деятельности (приучение, упражнение, показ,
подражание, требование);
•
стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование,
оценка, взаимооценка и т.д.);
•
сотрудничество, позволяющее педагогу и воспитаннику быть
партнерами в увлекательном процессе образования;
•
свободный выбор, когда детям предоставляется возможность
выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности
задания и т.п.
Методы проведения занятий
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание.
Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение
нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается
показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации
или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных
пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу,
способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
Практические занятия – это форма учебного занятия, на котором педагог
организует детальное рассмотрение отдельных теоретических положений
учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического
применения путем выполнения соответствии поставленных задач.
В процессе работы с различной техникой педагог постоянно напоминает
учащимся о правилах пользования и соблюдении правил гигиены, санитарии и
техники безопасности.
Дидактическое и техническое оснащение:
Дополнительная литература, словари и справочники, компьютер,
принтер, сканер, ЦОР, цифровые носители, фотоаппарат.

14

V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем
оценивания следующих критериев (параметров):
1. умение самостоятельно работать с информацией;
2. умение сформировать из полученной информации материал для публикации
согласно заданию;
3. умение грамотно излагать свои мысли устно и письменно.
Результативность обучения дифференцируется по трем уровням: низкий,
средний, высокий.
При низком уровне освоения программы обучающийся:
1. работает по заданию с помощью учителя;
2. испытывает затруднения при написании материала;
3. низкий уровень устной и письменной речи.
При среднем уровне освоения программы обучающийся:
1. работает самостоятельно с информацией, лишь изредка возникают
затруднения;
2. средний уровень написания материалов;
3. средний уровень устной и письменной речи;
При высоком уровне освоения программы обучающийся:
1. быстро и качественно работает с информацией;
2. высокий уровень написания материалов по заданию;
3. высокий уровень устной и письменной речи.
Учащиеся работают командами, выполняя задания как самостоятельно,
так и совместно с педагогом.

15

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
2. Указ Президента РФ об объявлении 2023 года Годом педагога и наставника
(Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 года № 401).
3. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
4. «Стратегия национальной безопасности РФ», утв. Указом Президента РФ от
02.07.2021 № 400 (пункты: 33, 40, 83, 93).
5. Концепция
развития
дополнительного образования
детей (утв.
Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2014 г. №1726-р).
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
7. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие
образования"» (с изменениями на 31 декабря 2020 года) (редакция,
действующая с 8 января 2021 года).
8. Национальная система учительского роста (утв. Распоряжением
Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 3273-р).
9. Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р «Об
утверждении стратегического направления в области цифровой
трансформации образования, относящейся к сфере деятельности
Министерства просвещения РФ».
10. «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности»,
утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2022 № 1195 (пункт 4).
11. Национальный проект "Образование" (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г. №16).
12. Федеральные проекты: «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации», «Успех каждого ребенка» (реализуется с 01.01.2020 г.,
протокол от 24.12.2018 №16).
13. Методические рекомендации о механизме привлечения организаций
дополнительного образования детей к профилактике правонарушений
несовершеннолетних: Письмо Минобрнауки России от 03.04.2917 № ВК1068/09.
14. Целевая модель развития региональной системы дополнительного
образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября
2019 г. № 467).
15. Методические рекомендации по реализации стратегии развития воспитания
на уровне субъекта РФ: Письмо Минпросвещения России от 07.04.2021 №
06-433.
16

16. Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей
и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17
декабря 2021 г., регистрационный N 66403), действующим до 1 сентября
2028 года.
17. Государственная программа Ростовской области «Развитие образования»
(утв. постановлением Правительства РО от 17.10.2018 г. № 646).
18. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О
мероприятиях по формированию современных управленческих решений и
организационно-экономических механизмов в системе дополнительного
образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребенка » национального проекта «Образование»».
19. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской
области от 14.03.2023 № 225 «О проведении независимой оценки качества
дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области».
Литература
Для педагога:
1.
Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая
школа,1987.-146с
2.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-2-е
изд. –М., 1998. – 126с
3.
Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах(4-8-е
классы). -М.,1977.
4.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
5.
Никодеми Г.Б. Школа рисунка/пер. Семеновой Г. – М.: ЭКСМОПресс, 2001.-144с
6.
Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского
языка. – М.: Просвещение,1996. – 35с
7.
Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию, произношению,
литературному редактированию.- М.,1994.
8.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974.
9.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
10. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988
Для учащихся (родителей):
1.
Искусство слова. 2-е изд., доп. Л.А. Новиков. -М.: 1991.-144
2.
Орфографический словарь русского языка./под ред. С.И. Ожегова.М.: Гепта-Трейд,1995.- 640с
3.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974.
4.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
5.
Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988
6.
Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
17

7.
Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П. Филин.- М.: Советская
энциклопедия,1979.-431с
8.
Краткий словарь современных понятий и терминов. 3-е изд., дораб.
и доп. Н.Т.Бунимович. – М.: Республика,2000.-670с
9.
Словарь русского языка. 4-е изд., стереотипное, 1-4т /под ред. А.П.
Евгеньевой.- М.: Русский язык,1999.-800с
10. Толковый словарь русского языка. Современная версия. В.И.
Даль.– М.: Эксмо,2000.-640с
11. Толковый словарь русского языка для школьников. В.И. Даль.– М.:
Эксмо,2009.-688с
12. Учебный словарь трудностей русского языка для школьников. 3-е
изд., стереотипное. – М.: Русский язык – Медиа,2007.-616с
13. Энциклопедический справочник школьника. Том ІІ, Гуманитарные
науки.- М.: Русское энциклопедическое товарищество,2003.-864с
14. Искусство слова. 2-е изд., доп. Л.А. Новиков. -М.: 1991.-144

18

VII. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Календарный учебный график
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Медиа-класс»
№
п/п

Дата

Кол-во
часов

Тема занятия

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

Место проведения

Форма
контроля

Журналистика, как вид деятельности – 2 ч
1

Вводное занятие

1

объяснение

учебная аудитория

устный опрос

2

Журналистика как вид деятельности

1

рассказ

учебная аудитория

устный опрос

учебная аудитория

устный опрос

История российской журналистики – 2 ч
3

История Российской журналистики

2

лекция

Журналистика как профессия – 10 ч

4

Формирование представлений о
профессии журналиста

1

лекция

учебная аудитория

устный опрос

5

Беседа об особенностях и
трудностях труда журналиста

1

беседа

учебная аудитория

устный опрос

6

Журналистика как профессия

2

лекция

учебная аудитория

устный опрос

7

Нравственные позиции журналиста

2

лекция

учебная аудитория

устный опрос

8

Соблюдение этики поведения.

2

беседа

учебная аудитория

устный опрос

9

Знакомство с этапами выпуска
стенгазеты

1

лекция

учебная аудитория

устный опрос

10

Практическая работа. Изготовление
стенгазеты ко Дню учителя

1

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

Функции журналистики – 10 ч
11

Информационная функция
журналистики

2

лекция

учебная аудитория

устный опрос

12

Коммуникативная функция
журналистики.

2

лекция

учебная аудитория

устный опрос

13

Выражение мнений определенных
групп.

2

лекция

учебная аудитория

устный опрос

20

14

Формирование общественного
мнения.

2

лекция

учебная аудитория

устный опрос

15

Факт как объект интереса
журналиста и основной материал в
его работе.

2

лекция

учебная аудитория

устный опрос

Требования к журналисту – 6 ч
16

Компетентность, объективность.

2

лекция

учебная аудитория

устный опрос

17

Соблюдение профессиональных
этических норм.

2

лекция

учебная аудитория

устный опрос

18

Глубокое знание в области
литературы, философии.

1

беседа

учебная аудитория

устный опрос

19

Владение литературным языком.

1

беседа

учебная аудитория

устный опрос

учебная аудитория

устный опрос

Формирование жанров журналистики – 24 ч
20

Заметка – один из
распространенных газетных и
журнальных жанров.
Разновидности материалов этого
жанра – заметка
информационного характера,
заметка – благодарность, заметка
– просьба, обращение.

лекция

2

21

Отличие заметки от
корреспонденции.
21

Практическая работа: написание
заметок по заданной теме

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

Статья – роль статьи в газетах и
журналах.

2

лекция

учебная аудитория

устный опрос

Практическая работа: Статьи
проблемные, аналитические,
обличительные и их написание
Интервью – особенности жанра, его
виды.

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

2

лекция

учебная аудитория

устный опрос

Практическая работа: тренировка
навыков интервьюирования. Работа
ко Дню матери
Репортаж – как жанр журналистики

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

2

лекция

учебная аудитория

устный опрос

Практическая работы: Репортаж с
общественного мероприятия

2

практическое
занятие

Общественное
мероприятие.
Учебная аудитория
учебная аудитория

практическая
работа

лекция

Очерк – как жанр журналистики
Практическая работа: выработка
навыков для написания очерка

практическое
занятие

2

22

учебная аудитория

устный опрос
практическая
работа

учебная аудитория

устный опрос

2
практическое
Практическая работа:
учебная аудитория
занятие
Проработка тем для написания
фельетона
Нравственные, патриотические, художественные и эстетические проблемы журналистики – 50 ч

практическая
работа

Фельетон – как жанр журналистики

лекция

2

Экскурсия – как элемент развития
художественного вкуса. Посещение
школьной библиотеки
Экскурсия на ярмарку мастеров

2

практическое
занятие. Беседа

библиотека

практическая
работа. Диалог

2

практическое
занятие. Беседа

ярмарка мастеров

практическая
работа. Диалог

Обсуждение нравственных проблем
журналистики

2

беседа

учебная аудитория

устный опрос

Промежуточная аттестация:
тестирование

2

практическое
занятие

учебная аудитория

тестирование

Обсуждение патриотической
работы в журналистике

2

беседа

учебная аудитория

устный опрос

Обсуждение художественных
проблем в журналистике

3

беседа

учебная аудитория

устный опрос

Обсуждение патриотической
работы в журналистике. Написание
заметок ко Дню освобождения
Миллерово

3

беседа

учебная аудитория

устный опрос.
Практическая
работа

23

Обсуждение эстетических проблем
в журналистике. Написание заметок
на заданную тему

3

беседа

учебная аудитория

Обсуждение нравственных проблем
в журналистике. Базовые
национальные ценности
Фотографирование. Роль
фотографии в газете

3

беседа

учебная аудитория

3

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

«Портрет», «Пейзаж»,
«Композиция». Фотографирование
живых объектов. Просмотр работ,
их обсуждение
Знакомство учащихся с новыми
технологиями издательского дела,
ролью компьютерной вёрстки
Как корреспонденты добывают
материал. Как определить
актуальность темы. Проведение
блиц – опросов
Работа на ПК. Самостоятельная
творческая работа на ПК. Работа
творческими группами
Встреча с журналистом. Беседа об
особенностях и трудностях труда
журналиста
Экскурсия. Выпуск статей по
материалам экскурсии. Обсуждение
материалов экскурсии, написание
отзывов, статей, подбор

3

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

24

устный опрос.
Практическая
работа
устный опрос

фотографий, выбор шрифта,
цветового решения, оформление
газеты.
Выпуск стенгазеты ко Дню
защитника Отечества. Подбор
материала. Поиск фотографий и
материалов о выпускниках –
офицерах нашей школы
Работа в Интернете. Просмотр
материалов

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

Журнал. Отличительные
особенности журнала. Просмотр
современных журналов, анализ
статей, иллюстраций графического
оформления и др. Пробное
оформление журнала
Экскурсия в редакцию газеты.
Ознакомление с этапами выпуска
газеты.

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

2

практическое
занятие

редакция газеты

практическая
работа

Выпуск стенгазеты ко Дню 8
Марта. Подбор материала: стихов,
иллюстраций, фотографий,
написание статей, оформление
газеты
Школьный сайт. Эстетика и дизайн
сайта. Просмотр материалов
школьного сайта

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

25

Дискуссия на тему «Как газета
воспитывает чувство патриотизма»

1

беседа

учебная аудитория

устный опрос

Подбор различных статей по теме,
их обсуждение

1

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

Написание статьи на тему «Я
люблю тебя Родина»

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

Анализ материалов периодической печати. Выпуск стенгазет. Написание статей – 34 ч
Обсуждение материалов,
отражающих проблемы молодёжи и
детей. Написание материалов
Написание статьи освещающей
успехи учеников школы на
районных и областных конкурсах
Написание статьи освещающей
успехи учеников школы на
районных и областных конкурсах
Определение рубрик. Подбор
материала. Подбор фотографий,
иллюстративного материала для
предполагаемой газеты
Обсуждение материалов о космосе,
роли нашей страны в освоении
космического пространства.
Написание материалов

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

26

Обсуждение материалов о космосе,
роли нашей страны в освоении
космического пространства.
Написание материалов
Просмотр кинофильма о космосе.
Написание заметок

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

Опрос сверстников, что известно о
космосе

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

Конкурс творческих работ на тему
«Великая Отечественная война».
Проведение беседы о войне, рассказ
о подвиге народа в войне.
Выполнение творческих работ

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

Посещение спортивных секций.
Написание материалов

2

практическое
занятие

учебная аудитория.
Спортивные секции

практическая
работа

Посещение спортивных секций.
Написание материалов

2

практическое
занятие

учебная аудитория.
Спортивные секции

практическая
работа

Выпуск стенгазеты ко Дню победы
– 9 Мая. Обсуждение газеты,
подбор материала об участниках
Великой Отечественной войны
Опрос сверстников о героях ВОВ

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

27

Обсуждение темы пионерии.
Написание материалов

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

Опрос сверстников о пионерском
движении

2

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

учебная аудитория

практическая
работа

Подведение итогов работы объединения – 2 ч
Итоговая аттестация в виде
анкетирования и тестирования.
Итоговая беседа

практическое
занятие

2

28

Приложение 2
Тестовые вопросы по Журналистике для промежуточного контроля
Правильный вариант ответа отмечайте знаком +
1. Термин «журналистика» пришел в русский язык из … языка.
- Английского
- Чешского
- Французского
2. Что является главным «инструментом» журналиста?
- Слово
- Графическая информация
- Звуковая информация
3. К какому жанру относится заметка?
- Оперативно-новостному
- Исследовательско-новостному
- Оперативно-образному
4. Желтая пресса – это:
- Наиболее достоверная пресса
- Тематические издания для отдельных слоев населения
- Газеты, журналы и другие периодические издания, информация в которых
основана на сплетнях и слухах
5. Основная задача журналистики как профессии заключается в:
- Передаче информации
- Сборе и систематизации информации
- Отражении определенной точки зрения
6. Журналистика образно называется:
- Четвертной ветвью власти
- Серым кардиналом власти
- Рупором общественного мнения
7. Эффектом присутствия, достоверности, сопереживания обладает:

- Репортаж
- Очерк
- Интервью
8. Главный компонент любого жанра, вида и рода журналистской деятельности
– это:
- Объективный характер подачи информации
- Субъективный характер подачи информации
- Литературная основа
9. Специалист, который обеспечивает пластику экрана, постановку кадра в
тележурналистике – это:
- Статист
- Оператор
- Осветитель
10. Предмет журналистской деятельности – это:
- Целевая аудитория
- Многообразие общественных явлений
- Реальная деятельность людей и общества во всем многообразии ее
проявлений
11. Чаще всего против журналистов подают исковые заявления в суд из-за:
- Пропаганды экстремизма
- Необъективной подачи информации
- Унижения чести, достоинства, деловой репутации и клеветы
12. От чьего лица ведется рассказ в репортажах?
- От автора, который присутствовал на событии или был его
участником события.
- От человека, который рассказывал автору о событиях.
13.
Как называется беседа, предназначенная для опубликования в прессе или перед
аче по радио?
- Интервью.
- Репортаж.
30

- Очерк.
14. Каковы особенности интервью?
В нём ведётся изложение фактов от имени человека, которого интервьюируют,
а не от
имени журналиста.
- В нём ведётся изложение фактов от имени журналиста.
15.
Как называется материал, который освещает факты и явления общественной жи
зни, теоретически и практически обобщая и научно анализируя их?
- Репортаж.
- Очерк.
- Статья.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».