программа-Медиа-школа

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план
2.2 Календарный учебный график
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Условия реализации программы
3.2 Формы контроля и аттестации
3.3 Планируемые результаты
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
VII. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

2

3
7
7
9
10
10
10
10
12
14
15
19
19

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
- приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»);
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом образовательных
потребностей);
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
- Уставом муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Мальчевский межшкольный учебный центр», утвержденным
начальником
Муниципального
учреждения
управления
образования
Миллеровского района приказ от 04.08.2020 г. № 527 и другими локальными
актами учреждения.
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
патриотического, духовно-нравственного воспитания учащихся, корректного
потребления информации.
К сожалению, то обилие информации, которое несут СМИ, особенно
электронные издания, не всегда направлено на формирование духовных
ценностей у молодежи. В обществе пока ещё существуют достаточно проблем,
которые мешают учению и воспитанию детей. В число этих проблем входит и
нестабильность в мире, и неясность перспектив, и ограниченная возможность
применять свои знания в будущем, и переоценка ценностей.
3

В связи с этим, в качестве одной из важных задач, стоящих перед
системой дополнительного образования, является формирование свободной,
творческой, инициативной личности, с четко выраженной гражданской
позицией, способной участвовать в создании нового демократического
общества. Образовательная программа «Медиа-школа» призвана через
историко-культурное просвещение содействовать духовно-нравственному
воспитанию, привитию понимания общечеловеческих ценностей и
национальных традиций, развитию эстетического вкуса, инициативы и
творческих способностей учащихся.
Занятия по программе «Медиа-школа» расширяют возможности детей и
подростков в получении знаний, умений и навыков, которые позволят успешно
адаптироваться в социальной среде, сделать правильный выбор будущей
профессии, развить и реализовать творческий потенциал. Навыки
журналистской деятельности дают возможность ребёнку вырабатывать и
свободно выражать собственное мнение. Словесное творчество, характерное
для журналистской деятельности, затрагивает глубину мышления, тонкость
чувств, видение мира. Обучение журналистике определяет не только знания, но
и характер ребёнка. Воспитательный потенциал журналистики проявляется в
формировании
определённых
умений,
нравственных
убеждений,
коммуникативного опыта, жизненной активности. Программа «Медиа-школа»
знакомит обучающихся с разновидностями информации, способами её отбора и
анализа, включает основные понятия о средствах массовой информации,
характеристику деятельности печатных и электронных СМИ.
Отличительные особенности программы, новизна:
Данная программа является модифицированной, так как разработана на
основе ряда источников. При разработке дополнительной образовательной
программы «Медиа-школа» был проанализирован опыт работы педагогов в
данной сфере: программа О. И. Воробьёвой «Юный журналист», учителя
русского языка и литературы Первомайской средней общеобразовательной
школы Первомайского района Тамбовской области; программа В. А.
Горобченко «Школа юных журналистов имени Н. Островского» Ярославского
городского Центра внешкольной работы; программа Л. Л. Шеяновой «Юный
журналист», педагога дополнительного образования МОУ ДО «Центр детского
творчества» г. Тутаев.
Программа предусматривает применение в образовательном процессе
современных педагогических технологий, способствующих сохранению
здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности
мышления, формирования личностных качеств.
В программе собран материал, которого достаточно для получения
общего представления о журналистике, ее истории, особенностях различных
жанров журналистики. Содержание программы предполагает работу с разными
источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя
самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно
создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить
4

индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в
работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере
у учащихся, потому что на занятиях кружка ученик может продемонстрировать
свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Навыки
коммуникации пригодятся школьникам в их дальнейшей жизни. Они смогут
увереннее себя чувствовать, выражать своё мнение, не бояться высказываться и
отстаивать свою точку зрения, аргументировав её.
Новизна программы заключается в том, что в процессе изучения теории
по пройденным темам, обучающиеся закрепляют полученные знания на
практике, публикуясь на городском новостном сайте и в социальных сетях
учреждения.
Цели программы:
- создание условий для развития творческих и интеллектуальных
способностей обучающихся, социализация ребёнка посредством включения его
в журналистскую деятельность;
- расширение кругозора и развитие мотивации учащегося к познанию и
творчеству через его увлечение журналисткой деятельностью;
- обучение учащихся основам журналистики;
- развитие интереса к литературному творчеству и публицистики.
Задачи программы:
обучающие:
- формировать умения работать в различных жанрах публицистического
стиля;
- овладевать основными навыками журналистского мастерства.
Развивающие:
- развивать литературные способности подростков;
- развивать умения устного выступления;
- развивать умения письменного изложения своих мыслей в форме
написания очерков, статей, эссе, репортажей;
- развивать потребности к творческому труду.
- организовать развивающий досуг.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные и коммуникативные качества;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в
совместной творческой деятельности;
- формировать потребности учащихся к саморазвитию.
- создать комфортную обстановку на занятиях, а так же атмосферу
доброжелательности и сотрудничества.
Характеристика программы
Направленность социально-педагогическая;
Тип традиционная;
Вид модифицированная;
Уровень освоения базовый.
Объем и срок освоения программы 144 часа, 1 год.
5

Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа. Длительность учебного
занятия – 45 минут. Перерыв между занятиями 10 минут.
Тип занятий теоретический, практический.
Форма обучения очная.
Образовательная деятельность по данной программе осуществляется на
государственном языке Российской Федерации (п.2, ст.14, № 273-ФЗ).
Обучение проводится с использованием как традиционных форм: лекции с
элементами беседы, так и активных форм обучения: дискуссии, соревнования,
демонстрация основных практических приемов, самостоятельное выполнение
практических и творческих заданий. Формы организации деятельности
обучающихся - групповая. На занятиях применяется дифференцированный,
индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Адресат программы программа предназначена для обучения лиц в
возрасте от 12 до 17 лет.
Наполняемость группы 16 человек.

6

II.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

2.1 Учебный план
Таблица 1
Учебный план
№
п/п

Наименование
модуля, темы

Количество часов
Теория

Практика

Всего

Форма контроля,
аттестация

1

Раздел 1. Основы
журналистики

2

0

2

Беседа

2

Раздел 2. Анализ
2
материалов
периодической печати

0

2

Беседа.

3

Раздел 3.
Оформление газеты,
разновидности
иллюстрирования

8

2

10

Педагогическое
наблюдение.

4

Раздел 4.
Информация.
Способы сбора и
обработки
информации

10

0

10

Опрос

5

Раздел 5. Стилевые
особенности
публицистического
высказывания

6

0

6

Опрос

6

Раздел 6.
Социологическая
деятельность в
журналистике

12

12

24

Творческая
работа

7

Промежуточная
аттестация

0

2

2

Тестирование

8

Раздел 7. Реклама в
журналистике

2

10

12

Творческая
работа

9

Раздел 8. Технология
выпуска газеты

12

28

40

Опрос,
творческая
работа,
публикация
СМИ

7

в

10

Раздел 9. Работа на
ПК. Написание
статей. Подготовка
презентаций

0

34

34

Творческая
работа

11

Подведение итогов
работы объединения

0

2

2

Анкетирование,
контрольное
задание

Итого

54

90

144

Содержание учебного плана
Раздел 1. Основы журналистики (2 ч.)
Занятие 1-2. Вводное занятие. Знакомство с целями, задачами программы
«Медиа-школа». Правила работы и поведения. Правила по технике
безопасности. Знакомство с материалами периодической печати. Вид занятия –
теоретическое.
Раздел 2. Анализ материалов периодической печати (2 ч.)
Занятие 3-4. Чтение и обсуждение статей в газетах. Анализ подачи материалов
разными авторами. Вид занятия – теоретическое.
Раздел 3. Оформление газеты, разновидности иллюстрирования (10 ч.)
Занятие 5-14. Просмотр иллюстраций в газетах. Обсуждение используемого
шрифта, цветового решения статей. Фотоиллюстрации. Нефотографические
иллюстрации. Создание фотостендов. Иллюстрирование газетных материалов.
Вид занятия: 8 ч. – теоретическое, 2 ч. – практическое.
4. Информация. Способы сбора и обработки информации (10 ч.)
Занятие 15-24. Понятие «информация». Способы сбора информации. Типы
информации. Методы обработки информации: выписки, цитаты, конспекты,
тезисный план. Вид занятия – теоретическое.
Раздел 5. Стилевые особенности публицистического высказывания (6 ч.)
Занятие 25-30. Нормы функционального стиля речи. Грамматические средства
публицистического стиля. Использование выразительных средств языка. Вид
занятия – теоретическое.
Раздел 6. Социологическая деятельность в журналистике (24 ч.)
Занятие 31-54. Социологические опросы. Определение цели и темы опроса.
Анализ полученных результатов. Использование информации в материале для
публикации. Составление плана социологической акции. Проведение
социологических опросов. Обработка результатов опроса. Вид занятия: 12 ч. –
теоретическое, 12 ч. – практическое.
Промежуточная аттестация – тестирование.
Раздел 7. Реклама в журналистике (12 ч.)
Занятие 55-66. Роль рекламы. Разновидности рекламы. Создание рекламных
текстов, проведение рекламных акций на определённые темы. Вид занятия: 2 ч.
– теоретическое, 10 ч.- практическое.
8

Раздел 8. Технология выпуска газеты (40 ч.)
Занятие 67 – 108. Фотографирование. «Композиция», «портрет», «пейзаж».
Обработка материалов на компьютере. Фото-игра.
Интервью. Обработка
интервью. Нравственные
позиции
журналиста.
Упражнение в интервьюировании. Обсуждение работ.
Оформление заглавия газеты. Самостоятельная подготовка к обсуждению
материалов, отражающих проблемы молодёжи и детей. Написание статьи
освещающей успехи учеников школы на районных и областных конкурсах.
Определение рубрик. Подбор иллюстраций. Рисование. Вид занятия:12 ч. –
теоретическое, 28 ч. – практическое.
Раздел 9. Работа на ПК. Написание статей. Подготовка презентаций (34 ч.)
Занятие 109 – 142. Обучение работы на ПК, печатание материала, подбор
шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер.
Подготовка презентации.
Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна
заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проекта.
Вид занятия – практические.
Раздел 10. Подведение итогов работы объединения (2 ч.)
Занятие 143-144. Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ.
Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Конкурс журналистских работ.
Награждения лучших юных журналистов дипломами и грамотами. Вид занятия
– практическое, 2 ч.

2.2 Календарный учебный график
Таблица 2
Календарный учебный график
Дата
начала
занятий
09.09.23

Дата
окончания
занятий
20.05.24

Всего
учебных
недель
36

Всего
учебных
дней
72

9

Всего
учебных
часов
144

Режим занятий
2 раз в неделю по 2 часа

III.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1 Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Для реализации программы используется 1 помещение:
-учебная аудитория на 16 посадочных мест для обучающихся, рабочее место
педагога.
Учебное помещение должно соответствовать требованиям санитарных
норм и правил, установленных Санитарными правилам (Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарно
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Кадровое обеспечение
Программа «Медиа-школа» реализуется педагогом дополнительного
образования, соответствующим Профессиональному стандарту «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
3.2 Формы контроля и аттестации
Реализация программы «Медиа-школа» предусматривает текущий,
промежуточный и итоговый контроль.
Текущий и промежуточный контроль проводится – с целью контроля
усвоения учащимися тем и разделов программы, определения результатов
обучения. Итоговый – с целью усвоения обучающимися программного
материала в целом, определения изменения уровня развития детей, их
творческих способностей. Текущий контроль включает в себя устные опросы,
оценку выполнения групповых индивидуальных заданий по написанию
текстов. Промежуточный контроль осуществляется после 1 полугодия освоения
программы и включает в себя тестирование. Итоговый контроль
осуществляется
после окончания реализации программы в форме
контрольного задания и анкетирования.
3.3 Планируемые результаты
Предметные:
У учащихся будут сформированы знания:
- об основах журналистики;
- об оформлении газет, иллюстрации материалов;
- о сборе и обработке информации;
- о стилевых особенностях публицистических высказываний;
- о рекламе в журналистике;
10

- о технологии выпуска газеты;
- о работе на ПК и подготовке презентации.
Умения:
- собирать материал, систематизировать его;
- строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему;
писать заметки по заданной теме;
- писать статьи;
- приобрести навыки интервьюирования;
- приобрести навыки фоторепортажа.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- принципы коммуникативного взаимодействия со сверстниками и
окружающими;
- толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего
коллективного творчества).
Метапредметные:
У учащихся будут сформированы регулятивные УУД:
- использовать правила техники безопасности при работе с компьютером,
фотоаппаратом, камерой;
- применять санитарно-гигиенические требования;
- использовать правила этики;
- проявлять индивидуальные творческие способности при изложении
мыслей и написании материала.
Коммуникативные УУД:
работать
в
группе,
управлять
поведением
партнера;
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять
инициативу и активность;
- формулировать свои затруднения;
- обращаться за помощью;
- самим предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию.

11

IV.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:
игра, труд, познание, умение, общение, творчество. При этом соблюдаются
следующие правила:
•
виды деятельности должны быть разнообразными, социально
значимыми, направленными на реализацию личных интересов членов группы;
•
деятельность должна соответствовать возможностям отдельных
личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её
организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных
учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей
лидеров, чье влияние благотворно;
•
необходимо учитывать основные черты коллективно деятельности:
разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей
и взрослых.
При определении содержания деятельности учитываются следующие
принципы:
•
воспитывающего характера труда;
•
научности (соблюдение строгой технической терминологии,
символики, установленной размеренности);
•
связи теории с практикой (практике отводится около 80% учебного
времени);
•
систематичности и последовательности;
•
доступности и посильности;
•
сознательности и активности;
•
наглядности;
•
прочности овладения знаниями и умениями (достигается
реализацией всех вышеперечисленных принципов);
Можно выделить ряд общих существенных положений образовательного
процесса:
•
обязательное формирование у детей положительной мотивации к
творческой деятельности;
•
получение ими новой информации, новых знаний при решении
конкретных, практических задач;
•
обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и
практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во
внеурочное время, в условиях межличностного общения;
•
обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
•
занятость каждого ребенка в течение всего занятия.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
•
репродуктивный;
12

•
проблемный;
•
частично-поисковый или эвристический;
•
исследовательский.
Педагогические приёмы:
•
формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение,
дискуссия);
•
организация деятельности (приучение, упражнение, показ,
подражание, требование);
•
стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование,
оценка, взаимооценка и т.д.);
•
сотрудничество, позволяющее педагогу и воспитаннику быть
партнерами в увлекательном процессе образования;
•
свободный выбор, когда детям предоставляется возможность
выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности
задания и т.п.
Методы проведения занятий
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание.
Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение
нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается
показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации
или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных
пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу,
способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
Практические занятия – это форма учебного занятия, на котором педагог
организует детальное рассмотрение отдельных теоретических положений
учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического
применения путем выполнения соответствии поставленных задач.
В процессе работы с различной техникой педагог постоянно напоминает
учащимся о правилах пользования и соблюдении правил гигиены, санитарии и
техники безопасности.
Дидактическое и техническое оснащение:
Дополнительная литература, словари и справочники, компьютер,
принтер, сканер, ЦОР, цифровые носители, фотоаппарат.

13

V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем
оценивания следующих критериев (параметров):
1. умение самостоятельно работать с информацией;
2. умение сформировать из полученной информации материал для публикации
согласно заданию;
3. умение грамотно излагать свои мысли устно и письменно.
Результативность обучения дифференцируется по трем уровням: низкий,
средний, высокий.
При низком уровне освоения программы обучающийся:
1. работает по заданию с помощью учителя;
2. испытывает затруднения при написании материала;
3. низкий уровень устной и письменной речи.
При среднем уровне освоения программы обучающийся:
1. работает самостоятельно с информацией, лишь изредка возникают
затруднения;
2. средний уровень написания материалов;
3. средний уровень устной и письменной речи;
При высоком уровне освоения программы обучающийся:
1. быстро и качественно работает с информацией;
2. высокий уровень написания материалов по заданию;
3. высокий уровень устной и письменной речи.
Учащиеся работают командами, выполняя задания как самостоятельно,
так и совместно с педагогом.

14

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
2. Указ Президента РФ об объявлении 2023 года Годом педагога и наставника
(Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 года № 401).
3. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
4. «Стратегия национальной безопасности РФ», утв. Указом Президента РФ от
02.07.2021 № 400 (пункты: 33, 40, 83, 93).
5. Концепция развития дополнительного образования детей (утв.
Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2014 г. №1726-р).
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
7. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие
образования"» (с изменениями на 31 декабря 2020 года) (редакция,
действующая с 8 января 2021 года).
8. Национальная система учительского роста (утв. Распоряжением
Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 3273-р).
9. Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р «Об
утверждении стратегического направления в области цифровой
трансформации образования, относящейся к сфере деятельности
Министерства просвещения РФ».
10. «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности»,
утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2022 № 1195 (пункт 4).
11. Национальный проект "Образование" (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г. №16).
12. Федеральные проекты: «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации», «Успех каждого ребенка» (реализуется с 01.01.2020 г.,
протокол от 24.12.2018 №16).
13. Методические рекомендации о механизме привлечения организаций
дополнительного образования детей к профилактике правонарушений
несовершеннолетних: Письмо Минобрнауки России от 03.04.2917 № ВК1068/09.
14. Целевая модель развития региональной системы дополнительного
образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября
2019 г. № 467).
15. Методические рекомендации по реализации стратегии развития воспитания
на уровне субъекта РФ: Письмо Минпросвещения России от 07.04.2021 №
06-433.
15

16. Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей
и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17
декабря 2021 г., регистрационный N 66403), действующим до 1 сентября
2028 года.
17. Государственная программа Ростовской области «Развитие образования»
(утв. постановлением Правительства РО от 17.10.2018 г. № 646).
18. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О
мероприятиях по формированию современных управленческих решений и
организационно-экономических механизмов в системе дополнительного
образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребенка » национального проекта «Образование»».
19. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской
области от 14.03.2023 № 225 «О проведении независимой оценки качества
дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области».
Литература
Для педагога:
1.
Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая
школа,1987.-146с
2.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-2-е
изд. –М., 1998. – 126с
3.
Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах(4-8-е
классы). -М.,1977.
4.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
5.
Никодеми Г.Б. Школа рисунка/пер. Семеновой Г. – М.: ЭКСМОПресс, 2001.-144с
6.
Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского
языка. – М.: Просвещение,1996. – 35с
7.
Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию, произношению,
литературному редактированию.- М.,1994.
8.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974.
9.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
10. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988
Для учащихся:
1.
Искусство слова. 2-е изд., доп. Л.А. Новиков. -М.: 1991.-144
2.
Орфографический словарь русского языка./под ред. С.И. Ожегова.М.: Гепта-Трейд,1995.- 640с
3.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974.
4.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
5.
Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988
6.
Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
16

7.
Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П. Филин.- М.: Советская
энциклопедия,1979.-431с
8.
Краткий словарь современных понятий и терминов. 3-е изд., дораб.
и доп. Н.Т.Бунимович. – М.: Республика,2000.-670с
9.
Словарь русского языка. 4-е изд., стереотипное, 1-4т /под ред. А.П.
Евгеньевой.- М.: Русский язык,1999.-800с
10. Толковый словарь русского языка. Современная версия. В.И. Даль.–
М.: Эксмо,2000.-640с
11. Толковый словарь русского языка для школьников. В.И. Даль.– М.:
Эксмо,2009.-688с
12. Учебный словарь трудностей русского языка для школьников. 3-е
изд., стереотипное. – М.: Русский язык – Медиа,2007.-616с
13. Энциклопедический справочник школьника. Том ІІ, Гуманитарные
науки.- М.: Русское энциклопедическое товарищество,2003.-864с
14. Искусство слова. 2-е изд., доп. Л.А. Новиков. -М.: 1991.-144

17

VII. Приложения
Приложение 1.
Календарный учебный график
№
п/п

Дата

Кол-во
часов

Тема занятия

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

Место проведения

Форма
контроля

Основы журналистики – 2 ч
1

09.09.23 Вводное занятие

1

11.40-12.25

объяснение

учебная аудитория

устный опрос

2

09.09.23

1

12.25-13.10

рассказ

учебная аудитория

устный опрос

3

13.09.23 Чтение и обсуждение статей в
2
12.00-13.30
беседа
учебная аудитория
газетах
Анализ подачи материалов разными
авторами
Оформление газеты, разновидности иллюстрирования – 10 ч

устный опрос

4

16.09.23 Просмотр иллюстраций в газетах

1

11.40-12.25

беседа

учебная аудитория

устный опрос

5

16.09.23 Обсуждение используемого шрифта,
цветового решения статей

1

12.25-13.10

беседа

учебная аудитория

устный опрос

Знакомство с целями и задачами
программы «Медиа-школа»

Анализ материалов периодической печати - 2 ч

Фотоиллюстрации

2

12.00-13.30

лекция

учебная аудитория

устный опрос

23.09.23 Нефотографические иллюстрации.
Примеры из периодики

2

11.40-13.10

лекция

учебная аудитория

устный опрос

Создание фотостендов

2

12.00-13.30

беседа

учебная аудитория

устный опрос

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

6

20.09.23

7
8

27.09.23

9

30.09.23 Практическая работа.
Иллюстрирование газетных
материалов

Способы сбора и обработки информации – 10 ч
10

04.10.23 Понятие «информация»

2

12.00-13.30

лекция

учебная аудитория

устный опрос

11

07.10.23

Способы сбора информации

2

11.40-13.10

лекция

учебная аудитория

устный опрос

12

11.10.23

Типы информации

2

12.00-13.30

лекция

учебная аудитория

устный опрос

13

14.10.22

Методы обработки информации:
выписки,
цитаты.
Интересные
высказывания медийных личностей

2

11.40-13.10

лекция

учебная аудитория

устный опрос

14

18.10.23

Методы обработки информации:
конспекты, тезисный план.

2

12.00-13.30

лекция

учебная аудитория

устный опрос

2

Стилевые особенности публицистического высказывания – 6 ч
15

21.10.23

Нормы функционального стиля
речи.

2

11.40-13.10

лекция

учебная аудитория

устный опрос

16

25.10.23

Грамматические средства
публицистического стиля

2

12.00-13.30

лекция

учебная аудитория

устный опрос

17

28.10.23

Использования выразительных
средств языка

2

11.40-13.10

беседа

учебная аудитория

устный опрос

Социологическая деятельность в журналистике – 24 ч
18

19

01.11.23 Социологические опросы – как вид
деятельности журналиста
Определение цели и темы опроса
04.11.23 Практическая работа: опрос на
тему Дня народного единства

2

12.00-13.30

лекция

учебная аудитория

устный опрос

2

11.40-13.10

практическое
занятие

улицы города

практическая
работа

20

08.11.23

Анализ полученных результатов
опроса.

2

12.00-13.30

беседа

учебная аудитория

устный опрос

21

11.11.23

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория
улицы города

практическая
работа

22

15.11.23

Практическая работа: Опрос на
тему игры КВН. Подготовка
материала
Составление плана
социологической акции

2

12.00-13.30

беседа

учебная аудитория

устный опрос

3

23

18.11.23

Практическая работа: проведение
социологической акции

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория
улицы города

практическая
работа

24

22.11.23

Обсуждение результатов
социологической акции

2

12.00-13.30

беседа

учебная аудитория

устный опрос

25

25.11.23

Практическая работа: Опрос на
тему Дня матери

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория
улицы города

практическая
работа

26

29.11.23

Подготовка опроса ко Дню героев
Отечества

12.00-13.30

беседа

учебная аудитория

устный опрос

27

02.12.23

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория
улицы города

практическая
работа

28

06.12.23

Практическая работа: проведение
опроса. Написание писем с
поздравлениями военнослужащим
СВО
Подготовка опроса ко Дню
Конституции

2

12.00-13.30

беседа

учебная аудитория

устный опрос

29

09.12.23

Практическая работа:
проведение опроса

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

Реклама в журналистике – 12 ч
30

13.12.23

Роль рекламы. Разновидность
рекламы

2

12.00-13.30

лекция

учебная аудитория

устный опрос

31

16.2.23

Создание рекламных текстов

2

11.40-13.10

практическое
занятие. Беседа

учебная аудитория

практическая
работа. Диалог

4

32

20.12.23

Проведение рекламных акций

2

12.00-13.30

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

33

2312.23

Промежуточная аттестация:
тестирование

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория

тестирование

34

27.12.23

Создание рекламы в графических
редакторах

2

12.00-13.30

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

35

30.12.23

Создание социальной видеорекламы

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

Технология выпуска газеты - 42 ч
36

10.01.24

Фотографирование: «композиция»

2

12.00-13.30

лекция

учебная аудитория

устный опрос

37

13.01.24

Фото-игра

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

38

17.01.24

Фотографирование: «портрет»

2

12.00-13.30

лекция

учебная аудитория

устный опрос

39

20.01.24

Обработка фотоматериалов на
компьютере

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

40

24.01.24

Фотографирование: «пейзаж»

2

12.00-13.30

лекция

учебная аудитория

устный опрос

5

«Портрет», «Пейзаж»,
«Композиция». Фотографирование
живых объектов. Просмотр работ,
их обсуждение
Интервью – как жанр
журналистики

2

11.40-13.10

беседа
практическое
занятие

учебная аудитория
улицы города

практическая
работа

2

12.00-13.30

лекция

учебная аудитория

устный опрос

03.02.24

Обработка интервью

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

44

07.02.24

Нравственные позиции журналиста

2

12.00-13.30

беседа

учебная аудитория

устный опрос

45

10.02.24

Упражнения в интервьюировании

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

46

14.02.24

2

12.00-13.30

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

47

17.02.24

Самостоятельная подготовка к
обсуждению материалов,
отражающих проблемы молодёжи и
детей
Встреча с журналистом. Беседа об
особенностях и трудностях труда
журналиста

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

48

21.02.24

Оформления заголовка в газете

2

12.00-13.30

беседа

учебная аудитория

устный опрос

49

24.02.24

Написание статьи освещающей
успехи учеников

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

41

27.01.24

42

31.01.24

43

6

50

28.02.24

Подбор иллюстраций к материалам

2

12.00-13.30

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

51

02.03.24

Написание зарисовки

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

52

06.03.24

2

12.00-13.30

беседа

редакция

практическая
работа

53

09.03.24

Экскурсия в редакцию газеты.
Ознакомление с этапами выпуска
газеты.
Написание материалов по
результатам экскурсии

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

54

13.03.24

Школьный сайт. Эстетика и дизайн
сайта. Просмотр материалов
школьного сайта

2

12.00-13.30

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

55

16.03.24

Работа с социальными сетями.
Электронная газета

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

56

20.03.24

Прямой эфир в социальных сетях
на заданную тему

2

12.00-13.30

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

Работа на ПК. Написание статей. Подготовка презентаций – 34 ч
57

23.03.24

Обучение работы на ПК, печатание
материала

2

11.40-13.10

7

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

58

27.03.24

Оформление заголовков статей,
предпечатная подготовка

2

12.00-13.30

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

59

30.03.24

Оформление заголовков статей,
предпечатная подготовка

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

60

03.04.24

Написание статьи об интересах
сверстников

2

12.00-13.30

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

61

06.04.24

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

62

10.04.24

2

12.00-13.30

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

63

13.04.24

Обсуждение материалов о космосе,
роли нашей страны в освоении
космического пространства.
Написание материалов
Обсуждение материалов о космосе,
роли нашей страны в освоении
космического пространства.
Написание материалов
Подготовка презентаций о космосе

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

64

11.04.24

Опрос сверстников об освоении
космоса

2

12.00-13.30

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

65

20.04.24

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

66

24.04.24

Конкурс проектов на тему
«Великая Отечественная война».
Проведение беседы о войне, рассказ
о подвиге народа в войне.
Выполнение творческих работ

2

12.00-13.30

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

8

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

Подготовка презентаций о
первомайских праздниках

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

08.05.24

Подготовка презентаций ко Дню
победы – 9 Мая. Обсуждение
газеты, подбор материала об
участниках Великой Отечественной
войны

2

12.00-13.30

практическое
занятие

учебная аудитория.
Спортивные секции

практическая
работа

70

11.05.23

Проект «Наши семейные книги
памяти» о героях ВОВ в каждой
семье

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

71

15.05.24

Презентация: пионеры и Движение
«Первых». Сходство и различия

2

12.00-13.30

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

72

18.05.24

Конкурс журналистских работ.
Награждение победителей

2

11.40-13.10

практическое
занятие

учебная аудитория

практическая
работа

учебная аудитория

практическая
работа

67

27.04.24

68

04.05.24

69

Подведение итогов работы объединения – 2 ч
73

22.05.24

Итоговая аттестация в виде
анкетирования и тестирования.
Итоговая беседа

2

12.00-13.30

9

практическое
занятие


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».