кулинарный калейдоскоп НОК ДОП

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Условия реализации программы
3.2 Формы контроля и аттестации
3.3 Планируемые результаты
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5

2

3
7
7
11
11
12
13
15
16
17
18
18
26
27
27
28

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразовательная общеразвивающая программа
составлена в соответствии с:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)";
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей) - СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Мальчевский межшкольный учебный центр»,
утвержденным начальником Муниципального учреждения управления
образования Миллеровского района приказ от 04.08.2020 г. № 527 и другими
локальными актами учреждения.
Правильное питание - источник здоровья, силы, бодрости и красоты.
Понятие «культура питания» входит в общее определение культуры человека.
В настоящее время средствами массовой информации зачастую навязываются
стереотипыпитания, которые далеко не всегда отвечают критериям здоровой,
полезной пищи.Еда и напитки, предлагаемые различными «фаст-фудами»,
сладости, жевательные резинкии другие продукты, благодаря навязчивой и
агрессивной рекламе, не могут не оказывать влияния на подростков. Можно
говорить об опасности возникновения у них ещё одного вида зависимого
поведения – поведения в сфере питания, при котором усваивается
легкомысленное, поверхностное отношение к пище, ориентированное на
следование тому, что «модно», «стильно». Содержание программы нацелено на
формирование и развитие творческого потенциала детей, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни.
3

Актуальность.
Программа
способствует
социализации
подростков,
их
профессиональному самоопределению на основе социальных практик, что
способствует воспитанию физически и нравственно здорового поколения.
Отличительные особенности программы, новизна.
Данная программа была разработана на основе программы «Учимся
готовить» Е.И. Газиевой, педагога дополнительного образования ГБОУ Школа
№ 2001 г. Москвы.Новизна усматривается в том, что знания и навыки,
полученные учащимися в процессе приготовления пищи, предоставляют им
возможность попробовать себя во многих профессиях, связанных с кулинарией
и питанием: повар, пекарь, кондитер, бармен, что в свою очередь способствует
ранней профориентации школьников.Кроме того, в школьной программе по
технологии отводится определенное количество времени для приобщения к
кулинарии только девочек, а данная программа дает возможность приобрести
навыки самообслуживания и мальчикам.
Цель - создание условий для формирования у обучающихся устойчивой
мотивации к здоровому питанию, основанному на традициях национальной
кухни, получение специальных знаний и навыков, необходимых для
социализации и адаптации в жизненном пространстве через приобщение к
культуре приготовления пищи.
Задачи
обучающие:
-формировать знания, умения и навыки по технологии приготовления
различных блюд, их подаче и сервировке стола, раскрыть кулинарные
способности каждого ребенка;
-познакомить детей с историей кулинарии, способами обработки продуктов,
лечебными свойствами некоторых продуктов;
-обучить безопасному обращению с инвентарем и оборудованием.
-обеспечить использование санитарно-гигиенических правил и норм;
-ознакомить с правилами кулинарного этикета.
развивающие:
- повыситьэстетический вкус учащихся;
- привить навыки экономного ведения домашнего хозяйства;
- развить память, логическое мышление, внимание, творческое воображение,
творческую активность.
воспитательные:
- привить чувство национального достоинства и уважения ко всем народам
России;
-воспитать трудолюбие и культуру труда, чувство товарищества и
взаимопомощи, ответственность за порученное дело;
-формировать культуру общения.
Характеристика программы
Направленность: социально-гуманитарная.
Тип: традиционная.
4

Вид: модифицированная.
Уровень освоения: базовый.
Объем и срок освоения программы 72 часа, 1 год, 36 недель.
Режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа. Длительность учебного занятия – 45
минут. Перерыв между занятиями 10 минут.
Тип занятий: теоретический, практический.
Форма обучения: очная.
Образовательная деятельность по данной программе осуществляется на
государственном языке Российской Федерации (п.2, ст.14, № 273-ФЗ).
Обучение проводится с использованием как традиционных форм: лекции с
элементами беседы, так и активных форм обучения: дискуссии, соревнования,
демонстрация основных практических приемов, самостоятельное выполнение
практических и творческих заданий.Формы организации деятельности
обучающихся - групповая. На занятиях применяется дифференцированный,
индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Адресат программыучащиеся в возрасте 9-14 лет независимо от уровня
подготовки.
Наполняемость группы не более 15 человек.Программа может быть
адаптирована для учащихся с особыми образовательными потребностями, в
том числе для детей- инвалидов, прием которых осуществляется по заявлению
родителей (законных представителей) и по решению ПМПК. В этом случае
численный состав может быть сокращен.

5

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план
Таблица 1
Учебный план
№
п/п

Количество часов
Теория
Практика Всего

1

Раздел 1.Вводное занятие.
Техника безопасности.

1

1

2

2

Раздел 2.История русской
кухни.

2

8

10

3

Раздел 3.Сервировка стола.

1

1

2

4

Раздел 4.Бутерброды.

1

1

2

5

Раздел 5. Блюда из овощей.

1

3

4

6

Раздел 6.Холодные блюда и
закуски.

1

1

2

7

Раздел 7.Блюда из мяса.

1

1

2

8

Раздел 8.Молоко и молочные
продукты.

1

1

2

9

Раздел 9. Блюда из яиц.

1

1

2

10

Раздел 10. Десерты.

1

1

2

11

Промежуточная аттестация.

2

2

12

Раздел 11. Первые блюда.

1

3

4

13

Раздел 12. Блюда из круп.

1

5

6

14

Раздел 13.Растительные
продукты питания.

1

3

4

6

Форма
контроля,
аттестации
беседа, ответы
на
вопросы
анкеты
(Приложение 2)
беседа,
практическая
работа
педагогическое
наблюдение,
соревнование
педагогическое
наблюдение,
соревнование
устный опрос,
практическая
работа
презентация,
практическая
работа
устный опрос,
практическая
работа
устный опрос,
практическая
работа
устный опрос,
практическая
работа
беседа,
практическая
работа
выставка блюд
Приложение 3
письменный
опрос,
практическая
работа
устный опрос,
практическая
работа
беседа,
практическая
работа

15

Раздел 14.Блюда из теста и
мучные изделия.

1

13

14

16

Раздел 15.Горячие напитки.

1

1

2

17

Раздел 16.Основы
рационального питания.

1

1

2

18

Раздел 17.Способы обработки
пищевых продуктов.

1

1

2

19

Раздел 18.Заготовки
продуктов впрок.

1

1

2

20

Раздел 19.Питание
школьника.
Итоговое занятие.

1

1

2

2

2

53

72

21

Итого:

19

устный опрос,
практическая
работа
презентация,
практическая
работа
беседа,
практическая
работа
устный опрос,
практическая
работа
беседа,
практическая
работа
беседа
выставка блюд
Приложение 4

Содержание учебного плана
Раздел 1.Вводное занятие. Техника безопасности.
Тема 1.1. Теория. Правила работы в кабинете- лаборатории. Техника
безопасности при работе с режущими инструментами, у электрической плиты и
духового шкафа. Пожарная безопасность. Правила санитарии и гигиены.
Тема 1.2. Практическая работа.Правила гигиены и санитарии при выполнении
практических работ. Ответы на вопросы входной анкеты.
Раздел 2.История русской кухни.
Тема 2.1.Теория. Изучение особенностей приготовления пищи в русских
народных традициях. Исторические сведения о национальной русской кухне.
Тема 2.2. Практическая работа. Приготовление печенья из песочного теста.
Тема 2.3.Практическая работа.Приготовление вареников с капустой,
картофелем.
Тема 2.4. Практическая работа. Традиции в сервировке, подаче и употреблении
блюд.
Тема 2.5.Практическая работа.Приготовление пельменей.
Раздел 3.Сервировка стола.
Тема 3.1.Теория. Правила сервировки стола к завтраку, обеду, ужину и чаю.
Назначение столовых приборов.
Тема 3.2. Практическая работа. Сервировка стола к воскресному завтраку.
Раздел 4.Бутерброды.
Тема 4.1.Теория.Правила хранения продуктов, сроки годности. Виды
бутербродов, приёмы оформления бутербродов.
7

Тема 4.2. Практическая работа.Приготовление открытых, закрытых и горячих
бутербродов.
Раздел 5.Блюда из овощей.
Тема 5.1.Теория. Виды овощей. Влияние на организм человека. Первичная и
тепловая обработка овощей.
Тема 5.2. Практическаяработа.Салат из моркови и капусты.
Тема 5.3. Практическая работа.Картофель жаренный, картофельное пюре.
Раздел 6.Холодные блюда и закуски.
Тема 6.1.Теория. Разнообразие вариантов приготовления закусок.
Тема 6.2. Практическая работа. Нарезка колбасы, твердого сыра и
приготовление закуски из них.
Раздел 7.Блюда из мяса.
Тема 7.1.Теория.Виды мясных продуктов. Виды полуфабрикатов из рубленного
мяса.
Тема 7.2. Практическая работа.Изготовление котлет.
Раздел 8.Молоко и молочные продукты.
Тема 8.1.Теория. Значение молока и молочных продуктов в питании взрослых и
детей. Лечебно-профилактические свойства кисломолочной пищи.
Тема 8.2. Практическая работа. Приготовление молочной лапши.
Раздел 9.Блюда из яиц.
Тема 9.1.Теория. Значение яиц в питании человека. Яйцо, его пищевая ценность
и применение в кулинарии.
Тема 9.2. Практическая работа. Приготовление блюд из яйца: яйцо в мешочек,
омлет с зелёным луком.
Раздел 10.Десерты.
Тема 10.1.Теория. Знакомство с десертами: мороженным, пирожным, муссом,
желе.
Тема 10.2. Практическая работа. Приготовление кондитерских колбасок.
Промежуточная аттестация.Выставка блюд.
Самостоятельная работа по приготовлению блюда по заданию педагога.
Раздел 11.Первые блюда.
Тема 11.1.Теория. Виды супов, последовательность закладки продуктов в суп.
Тема 11.2. Практическая работа. Приготовление куриного бульона, борща,
горохового супа.
Раздел 12.Блюда из круп.
Тема 12.1.Теория. Виды круп, роль круп в рационе человека.
Тема 12.2. Практическая работа. Приготовление гречневой каши с мясом.
Тема 12.3. Практическая работа.Приготовление каши Гурьевской и манной
запеканки.
Раздел 13.Растительные продукты питания.
Тема 13.1.Теория. Растительные продукты питания и их использование в
профилактике и лечении болезней. Возникновение и предупреждение
заболеваний, связанных с избыточным или недостаточным употреблением
растительных продуктов питания
8

Тема 13.2. Практическая работа. Приготовление блюд из пищевых растений:
картофельные оладьи, капустные котлеты.
Раздел 14.Блюда из теста и мучные изделия.
Тема 14.1.Теория. Секреты вкусной выпечки. Историческая справка.
Особенности приготовления различных видов теста.
Тема 14.2. Практическая работа. Выпечка пирожков.
Тема 14.3. Практическая работа. Приготовление сдобного дрожжевого теста.
Тема 14.4. Практическая работа. Выпечка блинов.
Тема 14.5. Практическая работа.Выпечка оладий.
Тема 14.6. Практическая работа.Выпечка «хвороста».
Раздел 15.Горячие напитки.
Тема 15.1.Теория.История появления чая, его сорта, состав. Особенности
приготовления какао.
Тема 15.2. Практическая работа.Приготовление какао, травяного чая.
Раздел 16.Основы рационального питания.
Тема 16.1.Теория. Рациональное питание. Обмен веществ и энергии. Суточный
расход энергии человека. Потребность в пище в зависимости от возраста, пола,
физически нагрузок.
Тема 16.2. Практическая работа.Составление схем приготовления различных
блюд. Приготовление пшенной каши с тыквой.
Раздел 17.Способы обработки пищевых продуктов.
Тема 17.1.Теория. Характеристика способов обработки пищевых продуктов.
Преимущества приготовления пищи на пару.
Тема 17.2. Практическая работа.Приготовление паровых блюд: суфле
морковно-яблочное, овощи на пару.
Раздел 18.Заготовки продуктов впрок.
Тема 18.1.Теория. Сахар и соль, потребность в них организма, нормы
потребления. Заготовка продуктов впрок. Способы консервирования. Условия
скоропортящихся продуктов. Способы обработки продуктов с целью
сохранения витаминов.
Тема 18.2. Практическая работа.Квашение капусты, компот из яблок и ягод.
Раздел 19.Питание школьника.
Тема 19.1.Теория. Питательна ценность пищевых продуктов. Значение питания
в жизни человека. Правила составления меню школьника.
Тема 19.2. Практическая работа. Составление меню.
Итоговое занятие.Выставка блюд.
Самостоятельная работа приготовления блюда по выбору учащегося.
2.2 Календарный учебный график
Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО Мальчевский МУЦ.
 Дата начала обучения - 01.09.2023 г;
 Дата окончания обучения - 31.05.2024;
 Количество учебных недель – 36;
9






Количество учебных дней – 72;
Каникулы – отсутствуют;
Календарный учебный график см. в Приложении 1

10

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Для реализации программы используется 2 помещения:
-учебная аудитория на 15 посадочных мест для обучающихся, рабочее место
педагога, компьютер с доступом в Интернет, медиапроектор, экран для
демонстрации презентаций для теоретических занятий;
- кулинарная лаборатория для практических занятий.
Учебное помещение должно соответствовать требованиям санитарных
норм и правил, установленных Санитарными правилам (Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
"Санитарно
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Обязательное условиепроведения занятий – наличие доброкачественных
продуктов, соблюдение строгого выполнение правил личной гигиены педагога
иобучающихся,чистоты помещения и рабочих мест, посуды, технологии
обработки продуктов.
Оборудование и инвентарь:
-электрическая печь с духовым шкафом;
- холодильник;
- микроволновая печь;
- производственные и подсобные столы;
-раздача;
-весы настольные циферблатные;
-миксер электрический;
-электрочайник;
-моечные ванны;
-сушилки для посуды;
-электроводонагреватель;
-шкаф для моющих средств;
-шкаф для одежды;
-раковина для мойки рук;
-противни;
-кастрюли на 40л., 30л, 20л, 10л, 5л, 3л;
-сковороды чугунная и алюминиевая;
-доски разделочные деревянные и пластмассовые;
-хлебница;
-подносы алюминиевые и пластмассовые;
-мясорубка;
-жаровня;
-миски алюминиевые, пластмассовые;
11

-чайник, кофейник;
-ковши, вёдра, весёлки, скалки, шумовка, венчик, ножи кухонные, дуршлаг,
лопатка, сито, тёрки, приспособления для фигурной нарезки овощей;
-тарелки порционные для 1 блюд, тарелки полу порционные для 1 блюд,
тарелки для 2 блюд, тарелки пирожковые;
-сервиз чайный на 12 персон, сервиз кофейный на 6персон;
-ложки столовые, вилки столовые, стаканы чайные, солонки, скатерти,
салфетки льняные.
Муляжи блюд:
-«Зразы донские»;
- «Цыплёнок табака»;
- «Биточки с гарниром»;
- «Котлеты свекольные»;
-«Оладьи»;
-«Крупеник из гречневой каши»;
- «Фаршированный яичный омлет»;
- «Зразы рубленые со сложным гарниром»;
-«Сырники в сметанном соусе».
Информационное обеспечение:
Плакаты:
-«Способы нарезки овощей»;
-«Подготовка овощей для фарширования»;
-«Сложные формы нарезки овощей»;
-«Полуфабрикаты из натуральной рубленой массы и котлетной массы»;
-«Способы тепловой обработки продуктов»;
- «Горячие блюда из овощей»;
- «Холодные блюда и закуски»;
-«Бутерброды»;
-«Блюда и гарниры из круп»;
- «Классификация супов»;
- «Блюда из яиц»;
- «Блюда из творога»;
- «Сладкие блюда и напитки»;
- «Сервировка столов».
Кадровое обеспечение
Программа «Кулинарный калейдоскоп» реализуется педагогом
дополнительного
образования,
соответствующим
Профессиональному
стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
05.05.2018 № 298н).
3.2 Формы контроля и аттестации
Реализация программы «Кулинарный калейдоскоп» предусматривает
входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
12

Входной контроль проводится с целью выявления уровня подготовки
учащихся.Текущий и промежуточный – с целью контроля усвоения учащимися
тем и разделов программы, определения результатов обучения. Итоговый – с
целью усвоения обучающимися программного материала в целом, определения
изменения уровня развития детей,их творческих способностей. Входной
контроль осуществляется в форме ознакомительнойбеседы с обучающимися и
тестирования. Цель-введение их в мир кулинарного искусства,правил
правильной организации рабочего места, санитарии, гигиены ибезопасной
работы. Текущий контрольвключает в себя устные опросы, оценку выполнения
групповых индивидуальных заданий приготовления блюд с использованием
технико-технологических карт. Промежуточный контроль осуществляется
после 1 полугодия освоения программы и включает в себя выставку работ
обучающихся. Итоговый контрольосуществляется после окончания реализации
программы так же в форме выставки работ, выполненных учащимися
самостоятельно по выбору.
3.3 Планируемые результаты
Предметные
У учащихся будут сформированы знания по:
- истории возникновения кулинарного искусства;
-профессиям, связанным с искусством кулинарии и здоровым
питанием,многообразию блюд;
-способам оформления блюд;
-основам технологии приготовления блюд из круп, мяса,рыбы, яиц, дрожжевого
и без дрожжевого теста;
-основам правил подачи блюд.
Умения:
-правильно подбирать формы нарезки овощей при приготовлении блюд;
-готовить блюда из круп, яиц, без дрожжевого теста, бутерброды, десерты,
напитки;
-украшать готовые блюда;
-правильно вести себя за столом.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
-принципы рационального питания;
-толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего
коллективного творчества).
Метапредметные
У учащихся будут сформированы регулятивные УУД:
- использовать правила техники безопасности при работе с режущими и
колющими инструментами, электроприборами;
- применять санитарно-гигиенические требования к приготовлению
13

пищи;
- пользоваться правилами этикета;
- проявлять индивидуальные творческие способности при оформлении блюд.
Коммуникативные УУД:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность;
- работать в группе, управлять поведением партнера;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
-слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Воспитательный потенциал
Цели: обеспечить системное педагогическое сопровождение личностного
развития детей, создание условий для их субъективной позиции, формирование
гражданских, патриотических и нравственных качеств, развитие их
способностей и одаренностей.
Задачи:
- содействовать формированию патриотизма и активной гражданской позиции;
- воспитать чувство личной ответственности за любое самостоятельно принятое
решение;
- формировать коммуникативные качества, личности (чувства товарищества и
коллективизма).
Формы проведения: организуются мероприятия воспитательного характера:
праздники, конкурсы, соревнования, беседы, различные акции. Используются
новые формы воспитательной работы: социальные акции и профессиональные
пробы.

14

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация программы предполагает следующие формы организации
образовательной деятельности:
-групповые теоретические беседы с учащимися;
-индивидуальные теоретические и практические задания потехникотехнологическим картам;
-групповые практические задания по приготовлению блюд;
-групповые практические задания по сервировке стола.
При реализации программы используются следующие методы и приемы
обучения:
-педагогического наблюдения;
-практического занятия;
-беседы.
Нетрадиционные формы занятия:
-урок-соревнование.
Из дидактического обеспечения необходимо наличие:
- технико-технологических картс перечнем необходимых продуктов и
порядкомприготовления и подачи каждого приготавливаемого на занятии
блюда (Приложение 5).
Презентаций:
-«Бутерброды»;
-«Напитки»;
-«Формы нарезки овощей»;
-«Примеры сервировки стола»;
-«Правила этикета»;
-«Правила здорового питания»;
-«Меню школьника».
Видеороликов:
-«Изменение русской традиционной кухни во время правления Петра 1»;
-«Откуда что произошло. Происхождение блюд»;
-«Мифы и история о яблоках на Руси».
ЭОР
www.learningsapps.ru

15

V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем
оценивания следующих критериев (параметров):
1. умение самостоятельно работать с использованием технологической
карты приготовляемого блюда;
2. точность соблюдения рецептуры приготовляемого блюда;
3. эстетика подачи готового блюда.
Результативность обучения дифференцируется по трем уровням:низкий,
средний, высокий.
При низком уровне освоения программы обучающийся освоил менее 50%
содержания образовательной программы:
1. работает с технологическими картами с помощью учителя;
2. испытывает затруднения при соблюдении рецептуры;
3. низкая эстетика подачи готового блюда.
При среднем уровне освоения программы обучающийся освоил от 50 до 70%
содержания образовательной программы:
1. работает самостоятельно с технологическими картами, лишь изредка
возникают затруднения;
2. средний уровень соблюдения рецептуры;
3. средний уровень эстетики подачи готового блюда;
При высоком уровне освоения программы обучающийся освоил более 70%
содержания образовательной программы:
1. быстро и качественно работает с технологическими картами;
2. высокий уровень соблюдения рецептуры;
3. высокий уровень эстетики подачи готового блюда.
Учащиеся работают командами, выполняя самостоятельно задания по
технико-технологическим картам, практические задания по приготовлению и
подаче изучаемых блюд, фотографируют их и формируют собственное
портфолио.

16

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
2. Указ Президента РФ об объявлении 2023 года Годом педагога и наставника
(Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 года № 401).
3. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
4. «Стратегия национальной безопасности РФ», утв. Указом Президента РФ от
02.07.2021 № 400 (пункты: 33, 40, 83, 93).
5. Концепция
развития
дополнительного образования
детей (утв.
Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2014 г. №1726-р).
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
7. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие
образования"» (с изменениями на 31 декабря 2020 года) (редакция,
действующая с 8 января 2021 года).
8. Национальная система учительского роста (утв. Распоряжением
Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 3273-р).
9. Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р «Об
утверждении стратегического направления в области цифровой
трансформации образования, относящейся к сфере деятельности
Министерства просвещения РФ».
10. «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности»,
утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2022 № 1195 (пункт 4).
11. Национальный проект "Образование" (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г. №16).
12. Федеральные проекты: «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации», «Успех каждого ребенка» (реализуется с 01.01.2020 г.,
протокол от 24.12.2018 №16).
13. Методические рекомендации о механизме привлечения организаций
дополнительного образования детей к профилактике правонарушений
несовершеннолетних: Письмо Минобрнауки России от 03.04.2917 № ВК1068/09.
14. Целевая модель развития региональной системы дополнительного
образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября
2019 г. № 467).
15. Методические рекомендации по реализации стратегии развития воспитания
на уровне субъекта РФ: Письмо Минпросвещения России от 07.04.2021 №
06-433.
17

16. Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей
и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17
декабря 2021 г., регистрационный N 66403), действующим до 1 сентября
2028 года.
17. Государственная программа Ростовской области «Развитие образования»
(утв. постановлением Правительства РО от 17.10.2018 г. № 646).
18. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О
мероприятиях по формированию современных управленческих решений и
организационно-экономических механизмов в системе дополнительного
образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»».
19. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской
области от 14.03.2023 № 225 «О проведении независимой оценки качества
дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области».
Литература для педагога
1. Васильева И. Е. Сто потрясающих обедов / И.Е. Васильева. – М.: РИПОЛ
классик, 2011.
2. Овощи и фрукты - основа вашего рациона. Международный год овощей и
фруктов, 2021, справочный документ
3. Федосеева Т.А. Большая энциклопедия кулинарного искусства /
Т.А. Федосеева. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2015.
4. Физиология
пищеварения
(Учебное
пособие)
Зарифьян А.Г., Кононец И.Е., Наумова Т.Н., Макимбетова Ч.Э.
Литература для учащихся (родителей)
1. Передерей Н. А. Рецепты мировой кухни / Н.А. Передерей. – М.: ВЕЧЕ,
2009.
2. Руфанова Е. Кухни народов мира / Е. Руфанова. – М.: Слог, 2011.
Светлова Е.В. Сервировка праздничного стола и этикет застолья /
Е.В. Светлова – М.: Лада, 2009..
3. Э. Тэри «Маленький шеф. Простые рецепты для всей семьи»-М.:Манн,
Иванов и Фербер 2021 .
4. И. Чадеева «Приготовление для детей»-М.:ХлебСоль 2018 .
А. Лопатина, М. Скребцова «Овощи целители»-М.:Нобель Пресс 2018 .
Интернет-ресурсы
1. www.povar.ru
2. www.delo-vcusa.ru/recepti
3. www.100vkusov.ru
4. www.gastronom.ru
18

5. www.mamagotovit.ru
6. www.gotovim-doma.ru
7. www.111receptov.ru

19

VII. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Календарный учебный график
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кулинарный калейдоскоп»
№
п/п

1

2

Дата

05.09.
2023

05.09.
2023

3-4

12.09.
2023

5-6

19.09.
2023

Тема занятия
Правила работы в кабинетелаборатории. Техника безопасности
при работе с режущими
инструментами, у электрической
плиты и духового шкафа. Пожарная
безопасность. Правила санитарии и
гигиены.
Правила гигиены и санитарии при
выполнении практических работ.
Ответы на вопросы входной анкеты.
Изучение особенностей
приготовления пищи в русских
народных традициях. Исторические
сведения о национальной русской
кухне.
Приготовление печенья из песочного
теста.

Кол-во
часов

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

Место
проведения

Форма контроля

учебная аудитория

1

14.30-15.15

устный опрос

объяснение

учебная аудитория
1

15.25-16.10

практическое
занятие

практическая
работа
учебная аудитория

2

2

14.30-16.10

рассказ

14.30-16.10

практическое
занятие

устный опрос

кулинарная
лаборатория

практическая
работа

Приготовление вареников с капустой,
картофелем.

7-8

26.09.
2023

9-10

03.10.
2023

Традиции в сервировке, подаче и
употреблении блюд.

11-12

10.10.
2023

Приготовление пельменей.

13

17.10.
2023

14

17.10.
2023

15

24.10
20223

16

24.10.
2023

17

31.10.
2023

18

31.10.
2023

Правила сервировки стола к завтраку,
обеду, ужину и чаю. Назначение
столовых приборов.
Сервировка стола к воскресному
завтраку.
Правила хранения продуктов, сроки
годности. Виды бутербродов, приёмы
оформления бутербродов.
Приготовление открытых, закрытых и
горячих бутербродов.
Виды овощей. Влияние на организм
человека. Первичная и тепловая
обработка овощей.
Салат из моркови и капусты.

кулинарная
лаборатория

2

14.30-16.10

практическое
занятие

практическая
работа

14.30-16.10

практическое
занятие

учебная аудитория

2

практическая
работа

2

14.30-16.10

практическое
занятие

кулинарная
лаборатория

практическая
работа

учебная аудитория
1

14.30-15.15

рассказ

1

15.25-16.10

соревнование

устный опрос
учебная аудитория

практическая
работа

учебная аудитория
1

1

14.30-15.15

15.25-16.10

лекция

соревнование

устный опрос
кулинарная
лаборатория

практическая
работа

учебная аудитория
1

14.30-15.15

лекция

1

15.25-16.10

практическое
занятие

21

устный опрос
кулинарная
лаборатория

практическая
работа

19-20

07.11.
2023

21

14.11.
2023

22

14.11.
2023

23

21.11.
2023

24

21.11.
2023

25

28.11.
2023

26

28.11.
2023

27

05.12.
2023

Картофель жаренный, картофельное
пюре.

2

14.30-16.10

практическое
занятие

Разнообразие вариантов
приготовления закусок.

1

14.30-15.15

беседа

Нарезка колбасы, твердого сыра и
приготовление закуски из них.

1

15.25-16.10

практическое
занятие

Виды мясных продуктов. Виды
полуфабрикатов из рубленного мяса.
Изготовление котлет.
Значение молока и молочных
продуктов в питании взрослых и
детей. Лечебно-профилактические
свойства кисломолочной пищи.
Приготовление молочной лапши.
Значение яиц в питании человека.
Яйцо, его пищевая ценность и
применение в кулинарии.

кулинарная
лаборатория

практическая
работа

учебная аудитория
презентация
кулинарная
лаборатория

практическая
работа

учебная аудитория
1

14.30-15.15

рассказ

1

15.25-16.10

практическое
занятие

устный опрос
кулинарная
лаборатория

практическая
работа

учебная аудитория
1

14.30-15.15

лекция

1

15.25-16.10

практическое
занятие

устный опрос

кулинарная
лаборатория

практическая
работа

учебная аудитория
1

14.30-15.15

22

лекция

устный опрос

28

05.12.
2023

Приготовление блюд из яйца: яйцо в
мешочек, омлет с зелёным луком.
Знакомство с десертами:
мороженным, пирожным, муссом,
желе.

29

12.12.
2023

30

12.12.
2023

31

19.12.
2023

32

19.12.
2023

Приготовление куриного бульона

33-34

26.12.
2023

35-36

09.01.
2024

37

16.01.
2024

38

16.01.
2024

Приготовление каши Гурьевской.

39-40

23.01.
2024

Приготовление гречневой каши с
мясом.

Приготовление кондитерских
колбасок.
Виды супов, последовательность
закладки продуктов в суп.

1

15.25-16.10

практическое
занятие

кулинарная
лаборатория

практическая
работа

учебная аудитория
1

14.30-15.15

беседа

1

15.25-16.10

практическое
занятие

устный опрос
кулинарная
лаборатория
учебная аудитория

практическая
работа
письменный
опрос

1

14.30-15.15

лекция

1

15.25-16.10

практическое
занятие

кулинарная
лаборатория

практическая
работа

Промежуточная аттестация.

2

14.30-16.10

выставка блюд

кулинарная
лаборатория

самостоятельная
работа

Приготовление борща, горохового
супа.

2

14.30-16.10

практическое
занятие

кулинарная
лаборатория

практическая
работа

1

14.30-15.15

рассказ

Учебная
аудитория

устный опрос

1

15.25-16.10

практическое
занятие

кулинарная
лаборатория

практическая
работа

2

14.30-16.10

практическое
занятие

кулинарная
лаборатория

практическая
работа

Виды круп, роль круп в рационе
человека.

23

41-42

30.01.
2024

43

06.02.
2024

44

06.02.
2024

45-46

13.02.
2024

47

20.02.
2024

48

20.02.
2024

49-50

27.02.
2024

Приготовление манной запеканки.
Растительные продукты питания и их
использование в профилактике и
лечении болезней. Возникновение и
предупреждение заболеваний,
связанных с избыточным или
недостаточным употреблением
растительных продуктов питания
Приготовление блюд из пищевых
растений: картофельные оладьи.
Приготовление блюд из пищевых
растений: капустные котлеты.
Секреты вкусной выпечки.
Историческая справка. Особенности
приготовления различных видов
теста.
Приготовление сдобного дрожжевого
теста.
Приготовление сдобного дрожжевого
теста.

2

14.30-16.10

практическое
занятие

кулинарная
лаборатория

практическая
работа

учебная аудитория

14.30-15.15

лекция

1

15.25-16.10

практическое
занятие

2

14.30-16.10

1

устный опрос

кулинарная
лаборатория

практическая
работа

учебная аудитория
1

14.30-15.15

беседа

1

15.25-16.10

практическое
занятие

14.30-16.10

практическое
занятие

2

24

устный опрос

кулинарная
лаборатория
кулинарная
лаборатория

практическая
работа
практическая
работа

51-52

05.03.
2024

Выпечка пирожков.

53-54

12.03.
2024

Выпечка пирожков.

55-56

19.03.
2024

Выпечка блинов.

57-58

26.03.
2024

Выпечка оладий.

59-60

02.04.
2024

Выпечка «хвороста».

61

09.04.
2024

62

09.04.
2024

63

16.04.
2024

64

16.04.
2024

История появления чая, его сорта,
состав. Особенности приготовления
какао.
Приготовление какао, травяного чая.
Рациональное питание. Обмен
веществ и энергии. Суточный расход
энергии человека. Потребность в
пище в зависимости от возраста,
пола, физически нагрузок.
Составление схем приготовления
различных блюд. Приготовление
пшенной каши с тыквой.

2

14.30-16.10

практическое
занятие

кулинарная
лаборатория

практическая
работа

2

14.30-16.10

практическое
занятие

кулинарная
лаборатория

практическая
работа

2

14.30-16.10

практическое
занятие

кулинарная
лаборатория

практическая
работа

2

14.30-16.10

практическое
занятие

кулинарная
лаборатория

практическая
работа

2

14.30-16.10

практическое
занятие

кулинарная
лаборатория

практическая
работа

учебная аудитория
1

14.30-15.15

лекция

1

15.25-16.10

практическое
занятие

презентация
кулинарная
лаборатория

практическая
работа

учебная аудитория
1

1

14.30-15.15

лекция

15.25-16.10

практическое
занятие

25

устный опрос

кулинарная
лаборатория

практическая
работа

65

23.04.
2024

66

23.04.
2024

67

07.05.
2024

68

07.05.
2024

Характеристика способов обработки
пищевых продуктов. Преимущества
приготовления пищи на пару.

1

14.30-15.15

беседа

15.25-16.10

практическое
занятие

Приготовление паровых блюд: суфле
морковно-яблочное, овощи на пару.
Сахар и соль, потребность в них
организма, нормы потребления.
Заготовка продуктов впрок. Способы
консервирования. Условия
скоропортящихся продуктов.
Способы обработки продуктов с
целью сохранения витаминов.
Квашение капусты, компот из яблок и
ягод.
Питательна ценность пищевых
продуктов. Значение питания в жизни
человека. Правила составления меню
школьника.

69

14.05.
2024

70

14.05.
2024

Составление меню.

71-72

21.05.
2024

Итоговое занятие.

1

Учебная
аудитория

кулинарная
лаборатория

практическая
работа

учебная аудитория

1

1

14.30-15.15

беседа

15.25-16.10

практическое
занятие

устный опрос

кулинарная
лаборатория

практическая
работа

учебная аудитория
1

14.30-15.15

беседа

1

15.25-16.10

практическое
занятие

кулинарная
лаборатория

практическая
работа

2

14.30-16.10

выставка блюд

кулинарная
лаборатория

самостоятельная
работа

26

устный опрос

27

Приложение 2

Анкета для входного контроля
1. Что готовят из картофеля?
А) суп
Б) кашу
В) пюре +
Г) сок
2. Сок можно отжать из…
А) яблока, груши +
Б) картошки
В) лука
Г) чеснока
3. Где необходимо хранить
консервы?
А) в комнате
Б) в пакете
В) в холодильнике +
Г) нет верного ответа
4. Что готовят из рыбы?
А) пюре
Б) уху +
В) лапшу
Г) салат
5. Что относится к
морепродуктам?
А) мидии +
Б) огурцы
В) птица
Г) лимон
6. Что такое субпродукты?
А) рыбное мясо, хвосты, печень
Б) кожа, лапы, клюв
В) печень, легкие, почки +
Г) нет правильного ответа
7.Сколько хранятся консервы?
А) 3 месяца
Б) 2-3 года +
В) 15 лет
Г) 5-6 лет
8. Что относится к фруктам?
А) огурец
Б) картошка

В) виноград, смородина +
Г) тыква, капуста
9. Для чего служит
микроволновая печь?
А) для разогрева
Б) для приготовления
В) для разморозки
Г) все ответы верны +
10. Чем кушают суп?
А) вилкой
Б) ножом
В) ложкой +
Г) половником
11. Суп состоит из …
А) основы
Б) гарнира
В) основы и гарнира +
Г) нет верного ответа
12. По этикету нож должен
располагаться?
А) слева от тарелки
Б) вверху тарелки
В) справа от тарелки +
Г) Ввтарелке
13. Какой бывает чай?
А) зеленый, черный
Б) белый, красный
В) красный, травяной
Г) все ответы верны +
14. Из какой крупы можно
приготовить молочную кашу
А) рис
Б) пшено
В) манка
Г) все ответы верны +

27

Приложение3
Перечень блюд для выбора учащимися для прохождения промежуточной
аттестации
П

1.
еченье из песочного теста.

О

2.
ткрытые бутерброды.

З

3.
акрытые бутерброды.

Г

4.
орячие бутерброды.

С

5.
алат из свежих овощей.

П

6.
шенная каша с тыквой.

О

7.
вощи на пару.

З

8.
акуска из колбасы и сыра.

С

9.
уп молочная лапша.

К

10.
отлеты из капусты.
Приложение 4

Перечень блюд для выбора учащимися для прохождения итоговой
аттестации
О

1.
млет с зеленью

Г

2.
ороховый суп.

Б

3.
орщ флотский.

Г

4.
речневая каша рассыпчатая.

Р

5.
исовая каша с черносливом.

В

6.
ареники в ассортименте (с картофелем, капустой, творогом).

Б

7.
линчики с творогом.

П

8.
ельмени по-домашнему.

Б

9.
исквитный рулет с повидлом.

В

10.
афельные трубочки.

Приложение 5
Примеры технико-техологических карт, используемых при
выполнении практических работ
ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
«Компот из сухофруктов»
РЕЦЕПТУРА
Наименование сырья

с/фрукты
Сахар
Лимонная кислота
Вода

Расход сырья и полуфабрикатов

1 порция
брутто,
нетто, гр.
гр.
100
285
100
100
1
1
1000
1000
Выход 100,0
29

100 порций
брутто,
нетто, кг.
кг.
10,0
28,5
10,0
10,0
0,1
0,1
100,0
100,0
10,0

Технологический процесс
Сушеные сухофрукты перебирают, удаляют посторонние примеси,
промывают в теплой воде, сменяя ее несколько раз. Подготовленные
сухофрукты заливают горячей водой, нагревают до кипения, всыпают сахар,
добавляют лимонную кислоту и варят при слабом кипении 10-20 мин. Готовый
компот охлаждают до комнатной температуры под закрытой крышкой.
Требования к оформлению, реализации и хранению
Перед подачей порционируют в стаканы. Температура подачи комнатной
температуры. Срок реализации компота 2 – 3 часа с момента
приготовления. Срок годности согласно СанПиН 2.4.5.2409-08 – 2-3 часа с
момента приготовления.
Органолептические показатели качества:
Внешний вид — отвар прозрачный, консистенция фруктов мягкая.
Цвет — цвет желтый.
Вкус и запах — приятный запах свежеприготовленного компота из
сухофруктов, вкус характерный для рецептурного компонента, без
посторонних привкусов и запахов.

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
«Салат из свеклы с яблоками»
РЕЦЕПТУРА
Наименование сырья

Расход сырья и полуфабрикатов

1 порция
брутто,
нетто, гр.
гр.
Свекла
85,6
67,0
Яблоки
35,7
25,0
Сахар
3,0
3,0
Масло растительное
6,0
6,0
Соль
2,0
2,0
Выход 100,0

100 порций
брутто,
Нетто, кг.
кг.
8,56
6,7
3,57
2,5
0,3
0,3
0,6
0,6
0,2
0,2
10,0

Технологический процесс
Промытую свеклу отваривают в кожуре, охлаждают, очищают,
нарезают соломкой (или измельчают на овощерезке), добавляют нарезанные
30

соломкой очищенные яблоки с удаленными семенными гнездами,
перемешивают. Вводят сахар и соль. Перед подачей и заправляют
растительным маслом.
Требования к оформлению, реализации и хранению
Изготовление салатов и их заправка осуществляется непосредственно
перед раздачей. Не заправленные салаты допускается хранить не более 3 часов
в холодильнике при температуре +4/-2 градусов. Хранение заправленных
салатов не допускается, согласно СанПиН 2.4.5.2409-08.
Органолептические показатели качества:
Внешний вид — эстетично оформленный, повышающий аппетит.
Цвет — цвет соответствует рецептурным компонентам.
Вкус и запах — приятный аромат свежеприготовленного салата из свеклы с
яблоками, вкус характерный для рецептурного компонента, без посторонних
привкусов и запахов.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».