НОК ДОП Умелые ручки

1

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план
2.2 Календарный учебный график
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Условия реализации программы
3.2 Формы контроля и аттестации
3.3 Планируемые результаты
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

I. Пояснительная записка
2

3
8
8
10
11
11
11
12
15

18
19
21
21

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Умелые ручки» составлена в соответствии с:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении
информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)";
- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей);
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
- Уставом муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Мальчевский межшкольный учебный центр», утвержденным
начальником
Муниципального
учреждения
управления
образования
Миллеровского района приказ от 04.08.2020 г. № 527 и другими локальными
актами учреждения.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Умелые ручки» имеет художественную направленность и
разработана для детей 5-7 лет. Её реализация способствует развитию у
обучающегося сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки,
совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в
выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Программа позволяет знакомить детей с основами декоративноприкладного мастерства, с нетрадиционными техниками, формирует чувство
гармонии и эстетического вкуса, учит понимать назначение искусства в жизни
людей, формирует у ребёнка художественные представления, и развивает
познавательный интерес.
Актуальность.
Занятия по лепке и аппликации приобщают
обучающихся к творчеству и художественной деятельности, стимулируют
эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
3

Это позволяет формировать и совершенствовать у детей данной
возрастной категории органы чувств, мышление, умение наблюдать, доводить
начатое дело до конца, анализировать, запоминать и способствовать
становлению гармонически развитой личности. Обучающиеся могут
применить полученные знания и практический опыт в самостоятельной
деятельности. В ходе освоения программы, обучающиеся не только лепят свои
поделки и аппликации, но и дорисовывают и раскрашивают свои творения по
своему личному замыслу, используя при этом карандаши и фломастеры.
Новизна программы заключается в том, что данная программа является
интегрированной. В программе четко прослеживаются процессы интеграции
смежных направлений: декоративно-прикладного творчества и трудового
воспитания, эстетического развития и формирования культурных ценностей и
норм этики. Такой подход к обучению позволит в полной мере сформировать у
учащихся следующие личностные компетенции:
- персональная осознанная ответственность;
- креативность и вариативность:
- постоянная мотивация к обучению и развитию;
- отношение к труду, как личной и общественной ценности;
- аккуратное и бережное отношение к используемым материалам;
-способности расширять, развивать, приукрашивать и подробно
разрабатывать какие-либо идеи.
Занятия построены таким образом, чтобы ребёнок мог усвоить сначала
первоначальный материал, а затем более сложный; процесс обучения
совмещается с практической деятельностью детей.
Концептуальным приоритетом программы «Умелые ручки» является
широкое использование проектной деятельности, которое позволяет научить
учащихся самостоятельному достижению намеченной цели; предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить; использовать большое
количество различных декоративно-прикладных техник, создавать яркий,
выразительный образ своих работ.
Отличительной
особенностью
данной
программы
является
многообразие преподаваемых технологий. Необходимо за такой короткий
промежуток времени показать палитру возможностей декоративно-прикладного
творчества, их «изюминку», что позволит сделать содержание образования
более вариативным.
Содержание данной программы формировалось согласно проверенным
временем эффективным принципам: современность, гибкость, оригинальность
нетрадиционных форм и методов учебной деятельности.
Адресат программы. Программа ориентирована на детей в возрасте 5 –
7 лет. Уровень развития, круг интересов, личностные характеристики
обучающихся, имеют определенное значение, но не являются решающими.
Система образования открыта, вариативна, гибка и универсальна для всех
детей в равной степени. Степень предварительной подготовки ребенка также
значения не имеет. Наполняемость группы не более 15 человек.
Программа может быть адаптирована для учащихся с особыми
образовательными потребностями, в том числе для детей- инвалидов, прием
4

которых осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и
по решению ПМПК. В этом случае численный состав может быть сокращен.
Режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа. Длительность учебного занятия
- 30 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. Занятия проходят во
второй половине дня с детьми старших и подготовительных групп детского
сада.
Объем и срок освоения программы 72 часа, 1 год, 36 учебных недель.
Формы организации образовательного процесса.
Направленность программы: художественная.
Вид: модифицированная.
Тип: традиционная.
Уровень освоения: стартовый.
Форма обучения: очная.
Тип занятий: теоретический, практический, комбинированный.
Образовательная деятельность по данной программе осуществляется на
государственном языке Российской Федерации (п.2, ст.14, № 273-ФЗ).
Основная форма занятия групповая, но также может использоваться
индивидуальная форма работы с обучающимися.
Формой занятия является учебное занятие. Занятия проходят на базе детского
сада, в помещении старших и подготовительных групп.
Итоговые занятия: демонстрация собственных творческих работ обучающихся.
Программа строится на следующих основаниях:
 соответствие образовательной программы формам дополнительного
образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
 вариативность, гибкость и мобильность;
 ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
 творческий и продуктивный характер;
 открытый характер реализации.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. В
содержании программы имеются темы, ориентированные на развитие
интуитивного отношения к творческому процессу. Выбор форм обучения
настоящей программы определяется:
 поставленными целями и задачами;
 принципами обучения: от практической деятельности – к развитию всех
качеств личности, индивидуальный подход к личности каждого ребенка;
 возможностями учащихся на данном этапе обучения (возрастные
особенности, уровень подготовленности);
 наличие соответствующей материально-технической базы.
Виды занятий определяются содержанием программы и предусматривают:
практическую работу, самостоятельную работу, выставку.
Ведущими принципами программы являются:
 принцип доступности – все задания должны соответствовать возрастным
особенностям ребенка;
 принцип последовательности – постепенное изучение от простого к
сложному;
5

 принцип наглядности – дети непосредственно знакомятся с
изображаемыми явлениями и предметами;
 принцип сознательного обучения – осознанное, а не механическое
усвоение знаний, умений и навыков.
В течение всего времени занятия педагог готов дать необходимые
консультации, используя доступные виды связи с обучающимися.
В течение всего года ведется работа по формированию сознательного и
добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности,
трудолюбия и дисциплины. В работе с учащимися применяется широкий круг
средств и методов воспитания:
 личный пример и педагогическое мастерство педагога;
 высокая организация учебного процесса;
 атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
 дружный коллектив.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей об успехах и проблемах их детей,
о жизни объединения и учреждения в целом;
 помощь родителям обучающихся или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией и педагогами
учреждения;
 привлечение членов семей учащихся к организации и проведению
совместных дел (мероприятий) в объединении.
Цель программы - формирование и развитие у воспитанников нагляднообразного мышления, познавательной активности, практических умений и
навыков в работе с нестандартными материалами и оборудованием, их
свободное применение в играх и творческой деятельности, развивая при этом у
детей воображение, память, мышление, мелкую моторику рук.
Задачи программы:
образовательные:
-формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным
материалом, в том числе – нестандартным, применяя различные
художественные техники;
-формировать навыки и умения украшения изделия, и самостоятельного
выбора способов украшения;
-способствовать развитию у детей чувства пропорции, гармонии цвета,
композиции и ритма;
-ознакомить с основными декоративно-прикладными техниками,
материалами и инструментами;
-обеспечить использование санитарно-гигиенических правил и норм.
развивающие:
-расширить и предоставить возможность создания самостоятельных
предметов и поделок;
-сформировать художественный вкус, вариативность и нестандартное
решение отдельных задач;
6

-развить умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть
результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в
первоначальный замысел;
-развить воображение и пространственное мышление, мелкой моторики,
тактильных ощущений рук.
воспитательные:
-воспитывать интерес и уважительное отношение к ручному труду и
бережного отношения к материалам, используемым в работе;
-осуществлять индивидуальный подход к обучающимся, как на занятиях,
так и в свободной самостоятельной деятельности, создавая развивающую
среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи данной
программы;
-побуждать детей к художественному творчеству путём постановки
разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное
решение;
-устанавливать правильные взаимоотношения между педагогом и ребёнком,
позволяющие создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия,
совместного творчества взрослого и ребёнка;
-приобщать к аккуратности, усидчивости, целеустремленности,
эстетическому вкусу.

7

II. Учебный план. Календарный учебный график.
2.1 Учебный план
Таблица №1

1

Раздел № 1: Знакомство. Вводная беседа. Беседа по
технике безопасности.

1

2

Раздел № 2: Работа с пластилином.

8

1

15

Раздел № 3: Работа с бумагой и картоном.

объяснение
показ
наблюдение
иллюстрирование
просмотр
презентации
беседа
творческое задание
выставка работ

8

15

23
объяснение
показ
просмотр
презентации
наблюдение
иллюстрирование
беседа
творческое задание
выставка работ

Изготовление объемной аппликации и барельефа из
цветной бумаги и картона, обрывков и комочков
бумаги (салфеток, газет): «Цыпленок», «Грибок»,
«Овечка», «Черепашка», «Флаг к 4 ноября», «Мы
едины» коллективная работа, «Каллы для мамы»,
«Божья коровка», «Фонарик», «Гирлянда»,
«Снеговик», «Ёлочка», «Щенок», «Котик»,
«Мышка», «Украсим ниточку флажками»,
«Подснежник», «Мимоза», «Аист», «Красивое
платье», «Носки», «Черепашка».

4

Раздел № 4: Работа с природным материалом.

8

Изготовление объемных поделок, аппликаций и
барельефа из шишек, семян, листочков и лепестков,
веточек и т.д.: «Листопад», «Осеннее дерево»
коллективная работа, «Волк», «Курочка и
цыпленок», «Домик», «Кораблик», «Гусеница»,
«Лесовик», «Украсим шубку ёжику», «Ёлочка»,
«Черепашка», «Ёжик», «Лебедь», «Поделка из
8

беседа
опрос

23

Изготовление поделок, объемных аппликаций и
барельефа из пластилина «Витамины», «Ягоды
рябины», «Улитка», «Дорожка из камушек»,
«Угощение пирожки», «Удав», «Стручки гороха»,
«Слепи то, что тебе хочется», «Ёлочный шарик»,
«Неваляшка», «Одуванчик», «Железная дорога»,
«Рыбка в море», «Бусы для куклы», «Украсим
колокольчик бусинами», «Ромашка», «Пасхальное
яйцо», «Бабочка», «Угощение для зверят», «Лепка
по замыслу», «Поросёнок».
3

Форма контроля,
аттестации

всего

Количество часов

практика

Раздел / Тема занятия

теория

№

15

23

объяснение
показ
просмотр
презентации
иллюстрирование
практикум
беседа
наблюдение
творческое задание

шишек» свободная тема, «Красивая открытка к 8
Марта», «Ёжик», «Рыбка», «Ваза с цветами»,
«Жираф», «Кораблик», «Ассорти поделка»
свободная тема.
5

Раздел №5. Подведение итогов.
5.1Промежуточная аттестация (выявление на
наличие способностей, умений, навыков после 1
полугодия обучения).
5.2 Итоговая аттестация. Оформление выставки.
Итого:

25

1

1

1

1

47

72

самостоятельная
работа
диагностика
итоговая выставка

Содержание учебного плана
Раздел № 1: Знакомство. Вводная беседа. Беседа по технике безопасности
Задачи: воспитывать у детей уважение к старшим, педагогам и своим
ровесникам, вежливость и усидчивость, научить безопасно пользоваться на
уроках необходимыми предметами. Обучать слушать руководителя и
выполнять его задания.
Теория: ознакомительная беседа, вводная беседа, беседа по технике
безопасности.
Раздел № 2: Работа с пластилином.
Задачи: научить детей творчески подходить к своей работе, учить их
последовательно выполнять свою работу, схватывать и выделять главное,
отбрасывая второстепенное. Развивать память, воображение, пространственное
представление. Создавать лепные картины с изображением более или менее
выпуклых, полу-объёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Теория: рассказ о технике выполнения задания, композиции, форме, основных
цветах.
Практика: изготовление поделок, аппликаций, барельефа.
Раздел №3: Работа с бумагой и картоном.
Задачи: познакомить детей с техникой оригами, создавая бумажные модели;
научить работать с мятой бумагой; изготавливать объемные аппликации из
геометрических фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.
Практика: изготовление поделок, аппликаций, барельефа.
Раздел № 4: Работа с природным материалом.
Задачи: развивать у детей способность работать руками под контролем
сознания, совершенствовать мелкую моторику руки, развивать глазомер.
Развивать творческое воображение, художественный вкус. Совершенствовать
трудовые умения ребенка, формировать культуру труда.
Занятия этой темы стимулируют развитие памяти, так как ребенок, чтобы
сделать поделку должен запомнить последовательность ее изготовления.
Теория: рассказать о композиции, природных материалах, орнаменте,
симметрии, ритме.
9

Практика: работа с природными материалами, цветной бумагой.
Раздел № 5: Подведение промежуточных и итоговых результатов. Оформление
выставок.
Задачи: обобщить знания, умения, навыки, поощрить самых трудолюбивых.
Для развития у ребенка ответственности, необходимо развивать желания и
достигать определенных программой целей и задач.
Теория: итоговая беседа.
Практика: самостоятельная работа, подготовка выставки.
2.2 Календарный учебный график
 Начало учебного периода определяется Уставом МБУ ДО Мальчевский
МУЦ;
 Дата начала обучения - 01.09.2023 г;
 Дата окончания обучения - 31.05.2024;
 Количество учебных недель – 36;
 Количество учебных дней – 72;
 Каникулы – отсутствуют.
Календарный учебный график см. в Приложении 1.

10

III. Содержание программы
3.1 Условия реализации программы
Требования к условиям реализации программы представляют собой
систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям реализации программы "Умелые
ручки" с целью достижения планируемых результатов освоения данной
образовательной программы.
Материально – техническое обеспечение: помещение для занятий
соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных
Санитарными
правилам
(Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 "Санитарно эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Занятия проводятся на базе детского сада. В группе находятся
стандартные учебные столы и стулья, соответствующие возрасту обучающихся,
стол и стул для педагога, учебная доска, книжные шкафы для хранения
дидактических пособий и материалов для игровой, учебной и творческой
деятельности.
Техническое оснащение занятий: ноутбук педагога с доступом в
Интернет, медиапроектор, экран для демонстрации презентаций для
теоретических занятий, фотоаппарат.
Учебно-наглядные средства обучения: видеоролики, презентации,
интернет источники, схемы работ с бумагой по технике оригами, шаблоны,
образцы готовых изделий, фотографии различных изделий и описания их
изготовления.
Инструменты и приспособления используются по количеству детей
присутствующих на занятии: пластилин, веточки, сухие листья, семена
растений; цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки,
картон, фурнитура для декорирования изделий; клеёнка для аппликации на
каждого учащегося; клейкая лента; цветные карандаши, линейки; набор стеков
и доски для лепки; клей ПВА, кисточки для клея; влажные салфетки для рук.
Кадровое обеспечение программы
Данная
программа
«Умелые
ручки»
реализуется
педагогом
дополнительного
образования,
соответствующим
Профессиональному
стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
(утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
05.05.2018 № 298н).
3.2 Формы контроля и аттестации
Требования к организации контроля:
 индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля
результатов учебной работы каждого учащегося;
 систематичность, размеренность проведения контроля на всех этапах
процесса обучения;
11

 разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его
обучающей развивающей и воспитывающей функции;
 объективность;
 дифференцированный
подход,
учитывающий
специфические
особенности учебного курса.
Реализация программы «Умелые ручки» предусматривает входной, текущий,
промежуточный и итоговый контроль.
Формы входного контроля проводятся с целью выявления уровня
подготовки учащихся: ознакомительная беседа, опрос, игра, наблюдение.
Текущий и промежуточный контроль проводится с целью проверки
усвоения учащимися тем и разделов программы, определения результатов
обучения. Формы - беседа, игра, выставка творческих работ.
Итоговый контроль проводится с целью усвоения обучающимися
программного материала в целом, определения изменения уровня развития
детей, их творческих способностей. Формы- беседа, опрос, выставка
творческих работ, осуществляется после окончания реализации программы.
При проведении аттестации используются методы: педагогическая
диагностика, беседа, наблюдение, творческие задания.
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: техника
выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных
приемов, способов и техник), соответствие аппликации заданной теме.
Особое внимание уделяется выполнению коллективных работ, когда общий
успех способствует лучшему пониманию результата. Коллективные работы
дают возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах
своих возможностей. Обсуждение детских работ активизирует внимание детей,
формирует опыт творческого общения.
Организация выставок в группе и образовательном учреждении дает детям
возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. В
ходе реализации программы предполагается участие обучающихся в ежегодных
районных, областных, онлайн конкурсах детского прикладного творчества.
3.3 Планируемые результаты
Предметные:
У обучающихся будут сформированы знания по

основным
декоративно-прикладным
техникам,
материалам
и
инструментами;

различным приёмам работы с ножницами, бумагой и другими
материалами;

созданию разных художественных образов;
 передаче в работах простейших форм предметов, общих пространственных
положений предметов, их тональности;
 украшению изделий и самостоятельному выбору способов украшения.
Личностные:
У обучающихся будут сформированы
12


уважительное отношение к труду и бережному отношению к материалам,
используемым в работе;

навыки изготавливать изделия по образцу и самостоятельно оказывать
помощь товарищам: изготавливать шаблоны, выкройки, обрабатывать
различные материалы;

принципы создания изображений предметов из готовых фигур;
украшений из бумаги разной формы; подбор цвета.

умения работать индивидуально и в группе.
Метапредметные:
Учащиеся научатся
 работать в различных видах художественной деятельности: лепке,
аппликации, дорисовки отдельных элементов;
 самостоятельно решать творческие задачи;
 планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и
достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный
замысел;
 оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Воспитательный потенциал
Цели: обеспечить системное педагогическое сопровождение личностного
развития детей, создание условий для их субъективной позиции, формирование
гражданских, патриотических и нравственных качеств, развитие их
способностей и одаренностей.
Задачи:
- содействовать формированию патриотизма и активной гражданской позиции;
- воспитать чувство личной ответственности за любое самостоятельно принятое
решение;
- формировать коммуникативные качества, личности (чувства товарищества и
коллективизма).
Формы проведения: организуются мероприятия воспитательного характера:
праздники, конкурсы, соревнования, беседы.
Список воспитательных мероприятий
творческого объединения «Умелые ручки»
месяц
ноябрь

тематика
День матери

мероприятие
Изготовление сувениров и подарков ко
Дню матери
декабрь Праздник Рождества
Подготовка к муниципальному
конкурсу «Свет Рождественской
звезды!»
февраль День защитников отечества Конкурс на лучшую открытку для папы
март
Международный женский
Изготовление сувениров и подарков для
13

апрель

день
Праздник Пасхи

бабушек и мам
Подготовка к муниципальному
конкурсу «Пасху празднует Россия!»

14

IV. Методическое обеспечение
Образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
можно начать с создания несложного изделия в сотворчестве с педагогом.
Постепенно задачи расширяются и усложняются. Активизируется воображение
детей, проявляется фантазия. Обучение происходит поэтапно с возрастанием
уровня сложности - от простого к сложному. Формируя навыки, важно научить
детей прилагать усилия пальцами, а при необходимости - ладошками.
Рабочая программа наглядно знакомит детей дошкольного возраста с
декоративно прикладными материалами, инструментами и техническими
приёмами работы с ними. В работе используются, кроме традиционных
(бумага, картон, пластилин, кисти, фломастеры, карандаши), нетрадиционные
материалы (вата, сосновые шишки, семена растений, листья деревьев, ватные
палочки, нитки и многое другое). Этим материалом может быть любой предмет
из окружающего мира.
В рабочей программе объединения «Умелые ручки» планируются занятия
с использованием различных традиционных и нетрадиционных техник,
декоративных и прикладных работ:
 пластилинография;
 бумагокручение и бумагопластика;
 объемная аппликация и барельеф;
 аппликация с использованием техники оригами.
Дети осваивают приемы декоративно-прикладного творчества и
интересные средства познания окружающего мира, через ненавязчивое
привлечение к процессу декоративно прикладного искусства. Занятие
превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей. Этим
занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В процессе работы на занятиях обучающиеся вступают в общение, задавая друг
другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах
коммуникативных высказываний. Целенаправленное руководство со стороны
педагога способствует успешному развитию детского изобразительного
творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности,
которые дарят детям радость познания, творчества.
С целью активизации образовательного процесса в программе «Умелые
ручки» используются методы, направленные на формирование положительной
мотивации к обучению. Это создание ситуации успеха, изучение нового
материала с опорой на полученные знания; создание положительного
эмоционального настроя через создание доброжелательной атмосферы доверия
и сотрудничества на занятии; рефлексия через оценку собственной
деятельности и деятельности других ребят.
Методы обучения, используемые на занятиях, обеспечивают их
эффективность и мотивацию. В реализации данной программы в зависимости
от темы, цели, задач занятия применяются следующие методы:

15

- основной (словесный – рассказ, беседа; практический – упражнение,
практическая работа; наглядный - иллюстрации рисунков, схем; демонстрация
презентаций, видеоматериалов, алгоритма работы);
- эвристический или частично-поисковый метод обучения - постановка
вопроса перед учащимися и поиск ими ответа на него. Благодаря этому
учащиеся получают более осознанные и прочные знания.
- репродуктивный – выполнение задания по готовому образцу;
- метод игры – познавательные, путешествия, на развитие воображения,
конкурсы;
- использование средств искусства – изделия декоративно-прикладного
искусства.
Теоретическая часть программы имеет целью ознакомление со
специальной терминологией, видами декоративно-прикладного искусства, их
особенностями. Практическая часть предусматривает овладение навыками
изготовления изделий в разных техниках, видах декоративно-прикладного
творчества с разными видами тканей.
Для формирования эстетического восприятия окружающего мира,
развития художественного вкуса важно использование межпредметных связей:
заочные, виртуальные путешествия по странам в разные времена, беседы о
народном творчестве, современных направлениях декоративно-прикладного
искусства.
Дидактический материал
1. Дидактический раздаточный материал по количеству детей в группе:
- шаблоны для изготовления аппликаций и барельефа из пластилина
«Витамины», «Ягоды рябины», «Дорожка из камушек», «Стручки гороха»,
«Ёлочный шарик», «Неваляшка», «Одуванчик», «Железная дорога», «Рыбка в
море», «Бусы для куклы», «Украсим колокольчик бусинами», «Ромашка»,
«Пасхальное яйцо», «Бабочка», «Поросёнок»;
- шаблоны для изготовления аппликаций из цветной бумаги и картона,
обрывков и комочков бумаги (салфеток, газет): «Цыпленок», «Грибок»,
«Овечка», «Черепашка», «Божья коровка», «Снеговик», «Ёлочка», «Мышка»,
«Подснежник», «Мимоза», «Красивое платье», «Черепашка»;
- схемы складывания фигурок из бумаги по технике оригами для
выполнения работ: «Щенок», «Котик»;
- природный материал для изготовление объемных поделок, аппликаций и
барельефа из шишек, семян, листочков и лепестков, веточек;
- копилка разнообразной
фурнитуры для декорации элементов
аппликаций, поделок: бусины, стразы, пайетки, блёстки и т.д.;
2. Демонстрация готовых работ:
- образцы аппликаций из пластилина: «Витамины», «Ягоды рябины»,
«Дорожка из камушек», «Стручки гороха», «Ёлочный шарик», «Неваляшка»,
«Одуванчик», «Железная дорога», «Рыбка в море», «Бусы для куклы»,
«Украсим колокольчик бусинами», «Ромашка», «Пасхальное яйцо», «Бабочка»,
«Поросёнок»;
16

- образцы аппликаций из бумаги: «Цыпленок», «Грибок», «Овечка»,
«Черепашка», «Божья коровка», «Снеговик», «Ёлочка», «Мышка»,
«Подснежник», «Мимоза», «Красивое платье», «Черепашка»;
- образцы аппликаций из природного материала: «Листопад», «Осеннее
дерево» коллективная работа, «Волк», «Курочка и цыпленок», «Украсим шубку
ёжику», «Ёлочка», «Черепашка», «Красивая открытка к 8 Марта», «Рыбка»,
«Ваза с цветами», «Жираф», «Кораблик»;
- образцы поделок из пластилина: «Улитка», «Угощение пирожки»,
«Удав», «Угощение для зверят»;
- образцы поделок из бумаги, изготовленных в разных техниках: «Флаг к 4
ноября», «Мы едины», «Каллы для мамы», «Фонарик», «Гирлянда», «Щенок»,
«Котик», «Украсим ниточку флажками», «Аист»;
- образцы поделок из природного материала, изготовленных в разных
техниках: «Домик», «Кораблик», «Гусеница», «Лесовик», «Украсим шубку
ёжику», «Ёлочка», «Черепашка», «Ёжик», «Лебедь», «Ёжик».
3. Презентации:
- «Приспособления и инструменты для лепки»;
- «Чудеса пластилинографии»;
- «Бумажная аппликация»;
- «Техники оригами»;
- «Чудеса превращения» (аппликации из осенних листьев).
4. Видеоролики:
«Поделки из шишек своими руками».

17

V. Диагностический инструментарий
В соответствии с целями и задачами программы предусмотрено
проведение мониторинга результатов освоения программы.
Такой мониторинг дает возможность своевременно вносить коррективы в
управление этими процессами.
При оценке выполнения практических заданий педагог руководствуется
следующими критериями:
-качество выполнения изучаемых на уроке приемов;
-степень самостоятельности;
-уровень
творческой
деятельности
(репродуктивный,
частично
продуктивный, продуктивный).
Результативность обучения дифференцируется по трем уровням: низкий,
средний, высокий.
При низком уровне освоения программы обучающийся:
-допускает грубые ошибки;
-владеет теоретическими знаниями, не может их применить на практике;
-работу не выполнил в заданное время.
При среднем уровне освоения программы обучающийся:
-ученик допустил незначительные ошибки;
-при помощи педагога способен выполнить работу на должном уровне;
-работу выполнил вовремя, самостоятельно.
При высоком уровне освоения программы обучающийся:
-нет ошибок в работе;
-работа
выполнена
вовремя,
качественно
и
творчески;
-работа выполнена самостоятельно;
-соблюдалась технологическая последовательность выполнения работы.

18

VI. Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
2. Указ Президента РФ об объявлении 2023 года Годом педагога и наставника
(Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 года № 401).
3. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
4. «Стратегия национальной безопасности РФ», утв. Указом Президента РФ от
02.07.2021 № 400 (пункты: 33, 40, 83, 93).
5. Концепция
развития
дополнительного образования
детей (утв.
Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2014 г. №1726-р).
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
7. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 года N 1642 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие
образования"» (с изменениями на 31 декабря 2020 года) (редакция,
действующая с 8 января 2021 года).
8. Национальная система учительского роста (утв. Распоряжением
Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 3273-р).
9. Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р «Об
утверждении стратегического направления в области цифровой
трансформации образования, относящейся к сфере деятельности
Министерства просвещения РФ».
10. «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности»,
утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2022 № 1195 (пункт 4).
11. Национальный проект "Образование" (утв. президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г. №16).
12. Федеральные проекты: «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации», «Успех каждого ребенка» (реализуется с 01.01.2020 г.,
протокол от 24.12.2018 №16).
13. Методические рекомендации о механизме привлечения организаций
дополнительного образования детей к профилактике правонарушений
несовершеннолетних: Письмо Минобрнауки России от 03.04.2917 № ВК1068/09.
14. Целевая модель развития региональной системы дополнительного
образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября
2019 г. № 467).
15. Методические рекомендации по реализации стратегии развития воспитания
на уровне субъекта РФ: Письмо Минпросвещения России от 07.04.2021 №
06-433.
19

16. Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей
и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. N 652н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17
декабря 2021 г., регистрационный N 66403), действующим до 1 сентября
2028 года.
17. Государственная программа Ростовской области «Развитие образования»
(утв. постановлением Правительства РО от 17.10.2018 г. № 646).
18. Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О
мероприятиях по формированию современных управленческих решений и
организационно-экономических механизмов в системе дополнительного
образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта
«Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»».
19. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской
области от 14.03.2023 № 225 «О проведении независимой оценки качества
дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области».
Литература для педагога
1. Батова И.С. Изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация.
Игры-занятия для сопровождения организованной образовательной
деятельности с детьми 4-5 лет. Весна. Дидактические карты и 8 карт с
шаблонами. ФГОС ДО / И.С. Батова. – М.: Учитель, 2016. - 492 c.
2. Дубровская, Н. В. Приглашение к творчеству.Н.В. Дубовская.– СПб.:
Детство-Пресс, 2017. – 128с.
3. Корнева, Г.М. Бумага. Г.М.Корнева.– СПб.: Кристалл, 2017.– 176с.
Литература для учащихся (родителей)
1. Лыкова, И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественноэстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности
(формирование эстетического отношения к миру). [Текст]/И.А.Лыкова – М.:
ИД «Цветной мир», 2019 – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.
2. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль,
«Академия развития», 2010 -240с.
Интернет- ресурсы:
- https://ped-kopilka.ru/ -Учебно-методический кабинет;
- https://www.maam.ru/-Международный образовательный портал;
- https://vk.com/ped_kopilka_vospitatelya -Педагогическая копилка;
- https://my22.ru/-Онлай-школа развития правого полушария, интеллекта и
умственных способностей «Мудрая сова».

20

Приложение 1
Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Умелые ручки»

№
п/п

1

2

3

Дата

Тема занятия

01.09.
2023

Правила поведения в местах массового
скопления людей. Правила поведения в
транспорте.
Правила
дорожного
движения.
Техника
безопасности
в
период
проведения новогодних праздников.
Пожарная безопасность, безопасное
пользование
пиротехническими
с
изделиями.

01.09.
2023

08.09.
2023

Изготовление объемной аппликации
и
барельефа
из
пластилина
«Витамины».

Изготовление объемной аппликации
и барельефа из пластилина «Ягоды
рябины».

Кол-во
часов

1

1

1

Время
проведения
занятия

15.15-15.45

15.55-16.25

15.15-15.45

21

Форма
занятия

объяснение
беседа
наблюдение

Показ
презентации
объяснение
наблюдение
практическое
занятие
Показ
презентации
объяснение
наблюдение
практическое
занятие

Место
проведения
Помещение
группы детского
сада

Помещение
группы детского
сада

Помещение
группы детского
сада

Форма
контроля

практическая
работа

практическая
работа

практическая
работа

4

08.09.
2023

Изготовление объемной поделки из
пластилина «Улитка».

5

15.09.
2023

Изготовление объемной аппликации
из
пластилина
«Дорожка
из
камушек».

6

15.09.
2023

Изготовление
барельефа
из
пластилина «Угощение пирожки».

7

22.09.
2023

Изготовление объемной поделки из
пластилина «Удав».

22.09.
2023

Изготовление объемной аппликации
и барельефа из пластилина «Стручки
гороха».

29.09.
2023

Изготовление объемной поделки из
пластилина «Слепи то, что тебе
хочется».

8

9

10

22.12.
2023

Изготовление объемной аппликации
и барельефа из пластилина «Ёлочный
шарик».

1

1

1

1

1

1

1

15.55-16.25

15.15-15.45

15.55-16.25

15.15-15.45

15.55-16.25

15.15-15.45

15.15-15.45

22

Объяснение
показ
практическое
занятие
объяснение
показ
практическое
занятие
объяснение
показ
наблюдение
практическое
занятие
объяснение
показ
практическое
занятие
объяснение
показ
наблюдение
практическое
занятие
объяснение
показ
практическое
занятие
объяснение
показ
беседа
практическое
занятие

Помещение
группы детского
сада

практическая
работа

Помещение
группы детского
сада

практическая
работа

Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада

практическая
работа

практическая
работа

практическая
работа

самостоятельная
работа

практическая
работа

11

29.09.
2023

Изготовление объемной аппликации
и
барельефа
из
пластилина
«Неваляшка».

1

15.15-15.45

12

06.10.
2023

Изготовление объемной аппликации
из пластилина «Одуванчик».

1

15.15-15.45

13

06.10.
2023

Изготовление объемной аппликации
и
барельефа
из
пластилина
«Железная дорога».

1

15.55-16.25

14

13.10.
2023

Изготовление объемной аппликации
и барельефа из пластилина «Рыбка в
море».

15

20.10.
2023

16

20.10.
2023

Изготовление объемной аппликации
и барельефа из пластилина «Бусы для
куклы».
Изготовление объемной аппликации
и барельефа из пластилина «Украсим
колокольчик бусинами».

17

10.11.
2023

Изготовление объемной аппликации
из пластилина «Ромашка».

18

03.05.
2024

Изготовление объемной аппликации
и
барельефа
из
пластилина
«Пасхальное яйцо».

2

15.15-16.25

1

15.15-15.45

1

1

1

15.55-16.25

15.15-15.45

15.15-15.45

23

Объяснение
показ
практическое
занятие
объяснение
практическое
занятие
объяснение
показ беседа
практическое
занятие
объяснение
показ
практическое
занятие
объяснение
практическое
занятие
объяснение
практическое
занятие
объяснение
показ
наблюдение
практическое
занятие
объяснение
показ
практическое
занятие

Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада

практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа

практическая
работа

практическая
работа

19

10.11.
2023

Изготовление объемной аппликации
и
барельефа
из
пластилина
«Бабочка».

1

15.55-16.25

20

17.11.
2023

Изготовление объемной поделки из
пластилина «Угощение для зверят».

1

15.15-15.45

21

17.11.
2023

Изготовление объемной аппликации
и барельефа «Лепка по замыслу».

22

24.11.
2023

Изготовление объемной аппликации
и барельефа «Лепка по замыслу».

23

01.12.
2023

Изготовление
барельефа
пластилина «Поросёнок».

24

01.12.
2023

25

08.10.
2023

26

08.12.
2023

из

Изготовление объемной аппликация
из обрывков и комочков желтой
бумаги «Цыпленок».
Изготовление объемной аппликация
из обрывков и комочков желтой
бумаги «Грибок».
Изготовление объемной аппликации
из обрывков и комочков бумаги
(салфеток) «Овечка».

1

1

1

1

1

1

объяснение
практическое
занятие
объяснение
практическое
занятие
объяснение
наблюдение
практическое
занятие
объяснение
наблюдение
практическое
занятие
объяснение
показ
практическое
занятие
показ
презентации
беседа
практическое
занятие

Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада

15.15-15.45

объяснение
практическое
занятие

15.55-16.258

объяснение
практическое
занятие

Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада

15.55-16.25

15.15-15.45

15.15-15.45

15.55-16.25

24

Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада

устный опрос
практическая
работа
самостоятельная
работа
устный опрос
самостоятельная
работа
устный опрос
практическая
работа

практическая
работа

практическая
работа
практическая
работа

27

15.12.
2023

Изготовление объемной аппликации
из обрывков и комочков цветной
бумаги (салфеток) «Черепашка».

28

27.10.
2023

Изготовление аппликации из цветной
бумаги и картона «Флаг к 4 ноября».

29

27.10.
2023

Изготовление аппликации из цветной
бумаги и картона «Мы едины»
коллективная работа.

30

24.11.
2023

Аппликация из цветной
бумаги и ватных дисков
ко Дню Матери «Каллы для мамы».

31

15.12.
2023

Изготовление объемной поделки из
цветной
бумаги
и
картона
«Фонарик».

32

22.12.
2023

Изготовление объемной поделки из
цветной
бумаги
и
картона
«Гирлянда».

33

29.12.
2023

Изготовление объемной поделки из
цветной
бумаги
и
картона
«Гирлянда».

34

12.01.
2024

Изготовление объемной аппликации
и барельефа «Снеговик».

1

15.15-15.45

1

15.15-15.45

1

1

1

1

15.55-16.25

15.55-16.25

15.55-16.25

15.55-16.25

1

15.15-15.45

1

15.15-15.45
25

объяснение
наблюдение
практическое
занятие
объяснение
практическое
занятие
беседа
объяснение
показ
практическое
занятие
беседа
объяснение
практическое
занятие
объяснение
показ
практическое
занятие
беседа
Объяснение
показ
практическое
занятие
Объяснение
показ
практическое
занятие
объяснение
практическое
занятие

Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада

практическая
работа
практическая
работа
практическая
коллективная
работа

практическая
работа

практическая
работа

Помещение
группы детского
сада

практическая
работа

Помещение
группы детского
сада

практическая
работа

Помещение
группы детского
сада

практическая
работа

35

12.01.
2024

36

29.12.
2023

37

19.01.
2024

38

19.01.
2024

Изготовление объемной аппликации
и барельефа «Ёлочка».

1

15.55-16.25

1

15.55-16.25

1

15.15-15.45

Промежуточная аттестация

Изготовление фигурок в технике
оригами «Щенок».

Изготовление фигурок в технике
оригами «Щенок».

39

19.01.
2024

Изготовление фигурок в технике
оригами «Котик».

40

26.01.
2024

Изготовление фигурок в технике
оригами «Котик».

41

26.01.
2024

42

02.02.
2024

Работа
с
цветным
картоном
«Украсим
ниточку
флажками»
коллективная работа.
Работа
с
цветным
картоном
«Украсим
ниточку
флажками»
коллективная работа.

0,5

0,5

15.55-16.25

15.45-16.25

1

15.15-15.45

1

15.55-16.25

1

15.15-15.45

26

объяснение
практическое
занятие
наблюдение
практическое
занятие
наблюдение
просмотр
презентации
объяснение
практическое
занятие
показ
наблюдение
практическое
занятие
просмотр
презентации
объяснение
практическое
занятие
показ
наблюдение
практическое
занятие
объяснение
практическое
занятие
объяснение
практическое
занятие

Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада

практическая
работа
самостоятельная
работа
устный опрос
практическая
работа

практическая
работа

практическая
работа

практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа

43

02.02.
2024

Изготовление объемной аппликации
и барельефа из цветной бумаги
«Подснежник».

44

09.02.
2024

Изготовление объемной аппликации
и барельефа из цветной бумаги
«Подснежник».

01.03
2024

Изготовление объемной аппликации
и барельефа из цветных желтых
бумажных салфеток «Мимоза».

09.02.
2024

Изготовление объемной аппликации
и барельефа из бумаги и ватных
дисков «Аист».

45

46

47

48

49

15.03.
2024

Изготовление аппликаций из цветной
бумаги с правильным расположением
элементов украшения «Красивое
платье».

15.03.
2024

Изготовление
«Листопад».

из

сухих

листьев

22.03.
2024

Изготовление из сухих листьев и
веточек деревьев «Осеннее дерево»
коллективная работа.

1

1

2

1

1

1

1

15.45-16.25

15.15-15.45

объяснение
показ
практическое
занятие
объяснение
показ
практическое
занятие

15.15-16.25

объяснение
практическое
занятие

15.55-16.25

объяснение
практическое
занятие

15.15-15.45

15.55-16.25

15.15-15.45

27

объяснение
практическое
занятие
Показ
презентации
беседа
практическое
занятие
показ
объяснение
практическое
занятие

Помещение
группы детского
сада

практическая
работа

Помещение
группы детского
сада

практическая
работа

Помещение
группы детского
сада

практическая
работа

Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада

практическая
работа

практическая
работа

практическая
работа

практическая
коллективная
работа

15.55-16.25

объяснение
показ
практическое
занятие
наблюдение

15.15-15.45

объяснение
практическое
занятие

50

22.03.
2024

Изготовление объемной аппликации
и барельефа из сухих листьев
дополняя изображение деталями
«Волк».

51

29.03.
2024

Изготовление объемной аппликации
и барельефа из сухих листьев
дополняя изображение деталями
«Курочка и цыпленок».

52

29.03.
2024

Изготовление объемной аппликации
и барельефа из спичек «Домик».

1

15.55-16.25

53

05.04.
2024

Изготовление объемной аппликации
и барельефа из спичек «Кораблик».

1

15.15-15.45

54

05.04.
2024

Поделка из каштанов «Гусеница».

55

12.04.
2024

Поделка из еловых или сосновых
шишек «Лесовик».

56

12.04.
2024

57

19.04.
2024

Изготовление объемной аппликации
и барельефа из семян гречихи или
подсолнечника на пластилиновом
шаблоне «Украсим шубку ёжику».
Изготовление объемной аппликации
и барельефа из семян гречихи или
подсолнечника на пластилиновом
шаблоне «Украсим шубку ёжику».

1

1

1

15.55-16.25

1

15.15-15.45

1

15.55-16.25

1

15.15-15.45

28

Помещение
группы детского
сада

практическая
работа

Помещение
группы детского
сада

практическая
работа

беседа
объяснение
практическое
занятие
объяснение
практическое
занятие
объяснение
беседа
практическое
занятие
объяснение
практическое
занятие
объяснение
практическое
занятие

Помещение
группы детского
сада

объяснение
практическое
занятие

Помещение
группы детского
сада

Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада

практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа

Изготовление объемной аппликации
и барельефа из шишек с
применением пластилина «Ёлочка».

58

19.04.
2024

59

26.04.
2024

Изготовление объемной барельефа из
скорлупы яйца или из макарон
«Черепашка».

60

26.04.
2024

Поделка из еловых или сосновых
шишек с добавлением элементов из
пластилина «Лебедь».

61

03.05.
2024

«Поделка из шишек» с дополнением
деталей из картона, пластилина свободная тема.

62

17.05.
2024

«Поделка из шишек» с дополнением
деталей из картона, пластилина свободная тема.

63

16.02.
2024

Изготовление объемной аппликации
и барельефа из круп «Красивая
открытка к 8 Марта».

64

17.05.
2024

Моделирование из шишек
«Ёжик».

65

17.05.
2024

Аппликация из сухих листьев
«Рыбка».

1

15.55-16.25

1

15.15-15.45

1

1

1

2

1

1

15.55-16.25

15.45-16.25

15.15-15.45

15.15-16.25

15.15-15.45

15.55-16.25

29

объяснение
практическое
занятие

Помещение
группы детского
сада

практическая
работа

объяснение
практическое
занятие
беседа
объяснение
практическое
занятие
объяснение
практическое
занятие

Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада

практическая
работа

Помещение
группы детского
сада

практическая
работа

объяснение
практическое
занятие
беседа
объяснение
показ
практическое
занятие
объяснение
практическое
занятие
объяснение
показ
практическое
занятие

Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада

практическая
работа

Помещение
группы детского
сада
Помещение
группы детского
сада

практическая
работа

практическая
работа

практическая
работа

практическая
работа

66

24.05.
2024

Изготовление объемной аппликации
и барельефа из семян арбуза, фасоли
«Ваза с цветами».

67

24.05.
2024

Изготовление объемной аппликации
и барельефа из скорлупы грецкого
ореха,
бумаги,
пластилина
«Кораблик».

68

31.05.
2024

Изготовление объемной аппликации
и барельефа из семян гречихи и
пшена «Жираф».

69

31.05.
2024

Итоговое занятие.

2

1

1

1

15.15-16.25

15.45-16.25

15.15-15.45

15.45-16.25

30

объяснение
показ
практическое
занятие
наблюдение
объяснение
практическое
занятие

Помещение
группы детского
сада

практическая
работа

Помещение
группы детского
сада

практическая
работа

объяснение
практическое
занятие
наблюдение
беседа
практическое
занятие
выставка работ

Помещение
группы детского
сада

практическая
работа

Помещение
группы детского
сада

самостоятельная
работа
устный опрос


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».